В последние годы все более явной становится проблема истощения наиболее богатых и легкодоступных для освоения месторождений полезных ископаемых. Восполнение минерально-сырьевой базы уже сейчас требует вовлечения в отработку бедных и труднодоступных месторождений, распложенных в сложных горно-геологических и климатических условиях. На повестку дня становятся вопросы необходимости освоения перспективных георесурсов Арктического региона РФ, в недрах которого сосредоточена треть полезных ископаемых планеты. К числу таких месторождений относится месторождение комплексных апатит-нефелиновых руд «Партомчорр». Гористый рельеф, суровые климатические условия Арктики и близость особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (постановление Правительства РФ о создании национального парка «Хибины» [1]) предопределили значительное отдаление обогатительных производств от мест добычи при проектировании горных работ на этих месторождениях. Выбор межплощадочного транспорта руды при освоении этого месторождения является одним из важнейших задач проектирования. Решению этого вопроса будет посвящена настоящая статья. Одним из приоритетных решений, направленных на обеспечение промышленной и экологической безопасности ведения горных работ, является перенос обогатительных мощностей с хвостовым хозяйством за пределы их влияния на объекты ООПТ. С целью сокращения ряда затрат, связанных со строительством фабрики, оптимальным решением является использование обогатительных мощностей ГОКа «Олений ручей», расположенной в 30 км от предполагаемого рудника и эксплуатируемого одной горнодобывающей компанией. С использованием горно-геологической информационной системы (ГГИС) «MINEFRAME» были созданы цифровые модели рельефа местности и промплощадок с размещением основных объектов поверхностной и подземной инфраструктуры, определены параметры открытых и подземных горных работ. Далее были разработаны 8 возможных вариантов транспортирования руды, условно разделенные по местоположению транспортных коммуникаций на наземные и подземные (таблица 1) [2, 3]. При этом рассмотрены были как традиционные для транспортирования апатитсодержащих руд на дальние расстояния (железнодорожный, автомобильный транспорт), так и новые перспективные транспортные системы (конвейера различных конструкций (в т.ч. подвесные), трубопроводный транспорт, рельсовые конвейера на дистанционном управлении). Для рассмотренных вариантов межплощадочного транспорта были построены модели трасс определены инвестиции в строительство и расходы операционной деятельности на период отработки запасов руды 1 очереди вскрытия месторождения - до гор. -90м (52 года). Выбор варианта транспортирования производился на основе моделирование затрат по годам строительства и эксплуатации, а также основных технико-экономических показателей (табл. 2). Далее для наиболее технически осуществимых транспортных систем (с учетом опыта эксплуатации [4,5] такими являются варианты с использованием наземного транспорта) с целью обоснования границ их эффективного применения в условиях нестабильно- сти рынка минерального сырья и неопределенности времени ввода месторождения «Партомчорр» в эксплуатацию выполнена оценка изменения затрат на транспортирование от годовой производительности рудника (Аг) (в пределах от 1 до 7,5 млн.т/год) (рис. 1) Анализ выявленных зависимостей показывает, что для малых значений грузопотока (до 2,4 млн.т/год - для условий месторождения «Партомчорр») наиболее эффективно применение автотранспорта, а выше - КЛК. Расчетами [2] также установлено, что переход на конвейерный способ транспортирования позволит предотвратить экологический ущерб за период отработки запасов 1 очереди в размере до 907 млн. руб. (при Аг = 7,5 млн. т/год).