Из слов Михаила Ломоносова, что «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном…», мы до недавнего времени уверенно говорили лишь о первой части, о Сибири, но сегодня по мере усиления процесса глобального потепления и в результате этого ускоренного разрушения ледяных покровов Арктики как никогда становится актуальна вторая часть фразы. Арктика теперь это геополитически важный район, через который формируются и динамично развиваются новые морские транспортные пути. Рассматривая понятие южной границы Арктики - через южную границу тундры или через ограничение Северным полярным кругом, считаем, что список стран, имеющих выход к региону, от этого не изменится. Однако, в Тихом океане, к примеру, по первому варианту придется учесть берега с тундровыми ландшафтами на побережье Берингова и Охотского морей, которые обычно к арктическим не относят, что территориально расширяет понятие арктических берегов на тихоокеанском побережье [5]. Всего семь стран мира имеют территории, омываемые Северным Ледовитым океаном, но еще больше стран, желающих участвовать в его освоении. И всего два пути у них - через акватории Северной Атлантики и северной части Тихого океана. В Северной Пацифике только три страны - Россия, Канада и США - имеют арктическое побережье и входят в Арктический совет [1]. И для всех этих стран Арктика - это прежде всего, акватория нового освоения, где не урегулированы многие вопросы международного характера [4], благодаря чему интерес к региону проявляют и такие страны как Китай и Япония, расположенные гораздо южнее, но этот список будет постоянно пополняться. Преимуществом России в тяжелых ледовых условиях Северной Пацифики и Арктики является обладание самым крупным ледокольным флотом в мире и наша страна - единственная, способная гарантировать проводку здесь судов, в отличие от США и Канады. Но по мере разрушения ледового покрова это преимущество будет ограничено. Выбирая сегодня между вариантами Северного морского пути (СМП) и Северо-западного прохода (СЗП), судовладельцы отдают предпочтение, как правило, первому варианту в силу лучшей динамики развития. В результате объем грузоперевозок по СМП за 2017 год вырос на 36% в сравнении с показателем за 2016 год - до 9,9 млн т. Однако объем транзитных перевозок сократился на 10% - до 194,36 тыс. т. При этом было совершено 29 транзитных рейсов (включая 10 рейсов в балласте) против 18 рейсов в 2016 году (включая 1 в балласте). В том числе в 2017 году транзитом было перевезено 90,5 тыс. т. наливных грузов (из которых 75,6 тыс. т. пришлось на сжиженный природный газ) и 76,1 тыс. т. генгрузов. По предварительным оценкам, к 2020 году объем грузоперевозок по СМП достигнет 44 млн т., а к 2030-му - 70 млн т. Есть и более смелые прогнозы. При этом в номенклатуре грузов будут доминировать природный газ, нефть, уголь и металл [6]. Как следует из этих данных, в основном интерес к данному направлению проявляют российские компании, работающие на экспорт, а значит развитие пути будет зависеть от политических отношений со странами-импортерами наших товаров. На пути кораблей от Берингова пролива к побережью Восточной Азии есть участки, которые оспариваются несколькими государствами [2,3]. В случае роста напряженности на данных участках это создаст препятствия для роста грузопотока по СМП к этим странам: 1. До сих пор не ратифицировано с российской стороны Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств - разграничении экономических зон и континентального шельфа в Чукотском и Беринговом морях, а также территориальных вод на небольшом участке в Беринговом проливе между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерна (США). Однако при подписании Соглашения была достигнута и подтверждена нотами договоренность о временном его применении с 15 июня 1990 года. 2. Наиболее болезненной для России является проблема Южных Курил, или как ее называют в Японии - «северных территорий». Не вдаваясь подробно в нюансы, как, к примеру, то, что Япония в 1953 году официально отказалась от претензий на Курильские острова в одностороннем порядке, стоит понимать, что по итогам Второй мировой войны Япония - страна, которая безоговорочно капитулировала, а значит согласилась на все условия, в том числе и территориальные потери. Отсутствие до сих пор мирного договора между нашими странами отравляет политические отношения, но не более. Торговый оборот растет же, как и обмен туристами. 3. Ещё одна группа одиноких скал, вокруг которых развернулся один из споров - это острова Лианкур. В Корее эти острова называются Токто (по-корейски буквально одинокие острова), а в Японии - Такэсима (по-японски буквально бамбуковые острова). Суверенитет над островами оспаривается между Японией и Республикой Корея. После окончания Второй мировой войны островами управляет Республика Корея. 4. Группа небольших островов Сенкаку, которые китайцы именуют Дяоюйдао и считают своей территорией, расположена в 410 км от южной японской префектуры Окинава и в 170 км северо-восточнее Тайваня. Общая площадь оспариваемой КНР территории в Восточно-Китайском море - 6,3 км2. Фактически острова контролируются Японией. 5. Свои права на остров Тайвань заявляет КНР, с точки зрения которой он входит в одноимённую административную единицу КНР. Руководство Китайской Республики (Тайваня) также претендует на суверенитет над всей территорией Китая, хотя в последнее время здесь усиливается движение за то, чтобы объявить Тайвань отдельным государством. 6. Отдельного упоминания заслуживает напряженная обстановка на границе КНДР и Республики Корея. В случае эскалации конфликта дело может дойти до применения ядерного оружия, а акватории Желтого и Японского морей сделать недоступными для судоходства в силу положений военного времени. На восточном побережье северной Пацифики подобных проблем нет. Расположенные здесь Канада и США спорят о том, как разделить море Бофорта и статус Северо-западного прохода, что территориально к нашему региону не относится. Но обратим внимание, что США считают, что СМП также, как и СЗП, должен быть международной транспортной артерией, и претендуют на проведение здесь учений по обеспечению свободы мореплавания. Пока возможности СМП ограничены из-за отсутствия круглогодичной навигации, неразвитости инфраструктуры, малого количества опорных портов на маршруте, особенно в восточном секторе. Но лед отступает, и на его место приходят корпорации и государства. И для освоения восточного сектора российской Арктики потребуется опорная площадка на восточном побережье: новые дороги, новые судостроительные и портовые мощности, больше рабочей силы. Потребуется более интенсивное комплексное развитие в первую очередь побережья Тихоокеанской России. Право на доступ к СМП нашим соседям позволит России получить дополнительное преимущество в диалоге по территориальным вопросам в регионе