ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF THERAPEUTIC DENTISTRY PROPEDEUTICS OF DENTAL DISEASES
Section: EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Purpose of the study. To substantiate the importance of artistic and aesthetic education of students of USMU, to determine the interest of students in this type of educational work and the method of implementation. Conclusion: 1. The artistic and aesthetic education of dental students is a complex pedagogical process, in which interested interaction between a student and a teacher is necessary. 2. The basis of the artistic and aesthetic education of dental students is creativity, familiarity with world cultural values, as well as the erudition and goodwill of participants. 3. It is important to promote the formation of spiritual qualities in the personality of each future dentist, harmonization of the inner world of the individual, initiation into the beautiful, value understanding of the basics of being, humanity, which are necessary in his life and successful professional activity, in working with patients and colleagues; it is communication with art that contributes to their development.

Keywords:
aesthetic education of students, an integrated approach to learning, aesthetic influence, faculty of dentistry
Text
Publication text (PDF): Read Download

Кафедра терапевтической стоматологии была создана в 1979 г. в результате реорганизации курса терапевтической стоматологии, основанного в СГМИ в 1978 г. С 1988 г. кафедру терапевтической стоматологии возглавила д. м. н., профессор Г.И. Ронь. В 1995 г. кафедра терапевтической стоматологии обрела новую клиническую базу. Обучение студентов и врачей проводится в прекрасно оборудованных лечебных кабинетах, фантомных классах, на новом диагностическом оборудовании с использованием современных технологий и опыта как российских, так и зарубежных коллег. Кафедра сегодня — это свежий взгляд на профессию, творческий подход и новаторство, дружелюбие и взаимопонимание, профессиональный опыт и ответы на вопросы «Как достигнуть вершин профессионального мастерства», «Что необходимо для успешной и прибыльной практики», «Что нужно для эффективной работы стоматологической клиники», «Как оптимально оборудовать стоматологический кабинет». Мы выбрали многогранную в своих проявлениях профессию, а значит, надо быть специалистами, разносторонне развитыми и максимально восприимчивыми к тому объему информации, который щедро предоставляет нам сама жизнь. Терапевтическая стоматология — не просто специальность, это искусство, которому необходимо обучиться тому, кто приходит на стоматологический факультет. Важно не просто научиться новым методам работы, а выполнять ее на высоком профессиональном уровне,  чтобы достичь оптимального результата лече­ния — восстановить красоту и совершенство улыбки, лица — идеального эстетического эффекта и здоровья. В настоящее время эстетическому аспекту воспитания в высших учебных заведениях уделяется недостаточное внимание, так как не все понимают важность данной формы воспитательного процесса [6].

Эстетическое воспитание подразумевает целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений, вкусов, интересов и потребностей [5].

Комплексный подход обучения должен охватывать различные сферы общества для того, чтобы обеспечить профессиональную компетентность будущих специалистов. Правильно выбранный подход эстетического аспекта обучения для студентов-стоматологов является одной из важных задач, относящейся к подготовке специалистов [7].

Цель исследования — обосновать важность художественно-эстетического просвещения студентов  УГМУ, определить заинтересованность студентов в данном виде воспитательной работы и методику реализации.

Материалы и методы исследования

Разработка программы художественно-эстетического просвещения студентов проводится с 1995 г.  сотрудниками  кафедры  терапевтической  стоматологии  УГМУ под руководством д. м. н., профессора, стоматолога высшей категории, руководителя научной школы «Стоматология», основателя научной школы «Сиалология», почетного профессора Тюменского государственного медицинского университета и Уральского государственного медицинского университета Ронь Г.И. Уже стало доброй традицией проводить художественные выставки в стенах кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний.

Формированию эстетических и культурных качеств у студентов-стоматологов, творческого подхода к обучению посвящена очередная выставка художественных произведений. 20 октября 2018 г. студенты 3 курса стоматологического факультета во главе с д. м. н., профессором Ронь Г.И. и куратором группы 301 посетили выставку репродукций картин выдающихся художников и фотовыставку церковных предметов. Представлен проект под названием «Из истории одной коллекции», который организовали искусствоведы Кириллова И.Г., Прозорова М.Р. и фотограф-художник Мартусевич В.А. Выставка состоит из двух разделов. Цели организованной презентации: приобщение студентов к художественной культуре, укрепление чувства патриотизма и расширение кругозора в области изобразительного искусства.

Результаты исследований и их обсуждение

После посещения выставки у студентов было много впечатлений, они высказали  желание  посещать  подобные презентации, выставки в музеях города, театральные спектакли и др. (рис. 1а, б). Это послужило вдохновением для написания небольших эссе о наиболее запоминающихся картинах и предметах.

Небольшой отрывок из эссе студентки: «Лунная ночь на Днепре» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи, написанный в 1880 году. От картины невозможно оторвать глаз. На душе становится светло и спокойно, как будто лунное сияние, отраженное водами Днепра, проникло в меня, наполнив осознанием того, как прекрасен мир, как великолепна природа в своей простоте».

Но не только картины произвели незабываемое впечатление на студентов. Запоминающимися были и фотографии церковных предметов, что отражено в одном из эссе студентов: «Для меня удивителен каждый предмет, дошедший до нас из глубины веков. Симоновское Евангелие 1270 года, а особенно его история меня очень впечатлила. Невозможно представить, что этой рукописи более 700 лет! Поразил и тот факт, что рукопись бережно хранилась более 300 лет, пока не была украшена великолепным драгоценным убранством оклада. Восхищает изящный и в то же время сложный орнамент рамки — целое произведение искусства, вызывающее трепет и благоговение. В центре и по краям рельефной чеканки — изображения святых. Смотришь на оклад и чувствуешь высокую культуру художественного оформления. Понимаешь, что это не меньшее сокровище, чем его содержание».

 

Рис. 1. а ― посещение выставки «Из истории одной коллекции» студентами  группы ОС-301;

б ― студенты и преподаватели слушают экскурсовода

Выводы

1. Художественно-эстетическое воспитание студентов-стоматологов — это сложный педагогический процесс, в котором необходимо заинтересованное взаимодействие и студента, и преподавателя.

2. В основе художественно-эстетического воспитания студентов-стоматологов лежат творчество, знакомство с  мировыми культурными ценностями, а также эрудиция и доброжелательность участников.

3. Важно способствовать формированию в личности каждого будущего врача-стоматолога духовных качеств, гармонизации внутреннего мира личности, приобщению к прекрасному, ценностному осмыслению основ бытия, гуманности, которые необходимы в его жизни и успешной профессиональной деятельности, работе с пациентами и коллегами; именно общение с искусством способствует их развитию.

References

1. Realizaciya programmy hudozhestvenno-esteticheskogo vospitaniya studentov, kak strategiya modernizacii vysshego medicinskogo obrazovaniya v rossiyskoy federacii / S. V. Kraynov, A. N. Popova, I. A. Kraynova, K. A. Popova // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014. – № 6. – S. 124–130.

2. Lukmanova, R. H. Rol' esteticheskogo v stanovlenii lichnosti / R. H. Luksanova, A. I. Stoletov // Vestnik Bashkirskogo universiteta. – 2012. – T. 17, № 2. – S. 1038–1041.

3. Proskurina, L. K. Formirovanie esteticheskogo otnosheniya k predmetnomu miru u studentov-dizaynerov v obrazovatel'nom processe vuza : avtoref. diss. ... kand. ped. nauk / Proskurina L. K. – Voronezh, 2016. – 25 s.

4. Ushkova, N. V. Hudozhestvenno-esteticheskoe vospitanie studentov v vuze / N. V. Ushkova // Molodoy uchenyy. – 2013. – № 10. – S. 544–545.

5. Reportazh o chempionate po esteticheskomu otbelivaniyu zubov // Problemy stomatologii. – 2018. – T. 14, № 1. – S. 127–128.

6. Rol' estetiki v sovremennoy ortodonticheskoy diagnostike i lechenii / M. S. Nalbandyan, G. Yu. Ter-Pogosyan, L. K. Esayan, E. R. Kazaryan // Problemy stomatologii. – 2018. – T. 14, № 3. – S. 86–90.

7. Dizayn ulybki. Kompleksnaya restavraciya po esteticheskim pokazaniyam // Problemy stomatologii. – 2015. – № 1. – S. 39–43.

Login or Create
* Forgot password?