UDK 61 Медицина. Охрана здоровья
GRNTI 76.35 Прочие отрасли медицины и здравоохранения
GRNTI 76.75 Социальная гигиена. Организация и управление здравоохранением
OKSO 32.02.01 Медико-профилактическое дело
BBK 511 Социальная гигиена и организация здравоохранения
TBK 5706 Социальная гигиена и организация здравоохранения
BISAC HEA000000 General
The work is devoted to a systematic study of the influence of medical, social and socio-demographic factors on the mental health of the population of the Khabarovsk Territory. An approach has been developed to determine the psychological, clinical, medical, social, ethnocultural and socio-psychological patterns of the formation of risk factors for the spread of socially significant diseases using the example of depressive disorders.
system analysis, socially significant diseases, epidemiology, linear regression, mental health, depressive disorders, Khabarovsk Territory
Введение. На протяжении многих десятилетий накоплены многочисленные факты, позволившие рассматривать ряд заболеваний как социально-обусловленные [1, 2, 3]. Это означает, что социальные, демографические и экономические причины, являясь сами по себе непосредственной причиной некоторых патологических процессов, вместе с тем оказывают существенное влияние на риск их возникновения в популяции. В соответствии с перечнем Правительства РФ с 2004 г. к социально значимым заболеваниям (СЗЗ) отнесены туберкулез, венерические болезни, хронический алкоголизм, злокачественные новообразования и наркомания [4]. Вместе с тем, до сих пор методологически не решен, например, вопрос о включении непсихотических депрессивных расстройств в группу социально-обусловленных заболеваний (СОЗ), ущерб от которых в силу высокой суицидальности весьма значителен [5, 6, 7, 8]. Многочисленные медико-социологические и эпидемиологические исследования, выполненные методом «случай-контроль», не дают однозначного представления о роли социальных факторов в генезе ДР [1, 9]. В тоже время изучение этого вопроса на уровне крупной популяции в удаленном регионе пока не проводилось [2, 10]. Для изучения влияния социально-экономических и социально-медицинских факторов на особенности территориального распространения социально значимых заболеваний, включая запущенные формы психических заболеваний, было проведено популяционно-эпидемиологическое исследование на примере подобных неинфекционных заболеваний. Априори предполагалось, что изучение связей между социально-экономическими, этнокультуральными и медико-демографическими особенностями отдельных административных районов, с одной стороны, и популяционной частотой той или иной патологии, с другой стороны, может явиться одним из доказательств социальной обусловленности ряда психических заболеваний.
Методологической основой исследования является анализ множественной линейной регрессии с оценкой вкладов изучаемых факторов в формирование выходного параметра. Выявляемая мера связи обобщенно выражалась математической моделью линейной множественной регрессионной зависимости типа:
Y= b0 + b1 X1 + b2 X2 +….+ bn Xn
Исключительно важную роль на этом этапе играет определение коэффициента детерминации (R) и F-критерия значимости регрессии. Для оценки влияния каждого фактора (Xn) на значение результирующего показателя (Y) рассчитывались стандартизованные коэффициенты , после чего вклады факторов в функцию определялись формулой:
,
где:
K – вклад соответствующего фактора Y в уравнение регрессии;
R – коэффициент детерминации;
– стандартизованные коэффициенты, полученные из анализа уравнения регрессии.
Проведенное исследование включало несколько этапов. На первом была изучена роль социально-экономических факторов в территориальном распространении тех заболеваний, чья социально обусловленная природа не вызывала сомнения, т.н. социально значимые заболевания в соответствии с вышеупомянутым перечнем [4]. В качестве таковых выбраны хронический алкоголизм, наркомания, сифилис, гонорея и туберкулез. Были использованы данные Министерства здравоохранения Хабаровского края о частоте этих заболеваний в районах края за 2005-2019 гг., а также материалы о социально-экономическом состоянии административных районов Хабаровского края за тот же период [11]. Полученные показатели разделены на несколько групп факторов, характеризующие макроэкономическое состояние административных территорий края, занятость населения, его доходы, жилищное строительство на территориях, а также степень развития транспортных коммуникаций.
Макроэкономическое состояние территории: индекс производства промышленной продукции; объем промышленного производства; объем промышленного производства на душу населения. Показатели занятости населения: уровень занятости населения; численность зарегистрированных безработных; уровень регистрируемой безработицы; напряженность на рынке труда; удельный вес в составе безработных лиц, состоящих на учете более 1 года; уровень вакантности рабочих мест. Заработная плата: отношение номинальной заработной платы к среднекраевому уровню; среднемесячная номинальная заработная плата; задолженность по заработной плате. Транспортные коммуникации: степень развития транспортных коммуникаций. Жилищное строительство: ввод в действие жилых домов на 1000 населения.
На втором этапе были исследованы связи между вышеназванными социально-экономическими параметрами районов и распространением в их популяциях основных типов СОЗ, в том числе и запущенных форм депрессий. На этом этапе исследования к анализу были привлечены отчетные данные краевого медицинского информационно-аналитического центра, краевых клинических больниц №1 и №2, краевого центра психического здоровья и районных наркологических и психиатрических кабинетов за период 2005-2019 гг.
На третьем этапе было изучено совместное влияние социально-экономических и медицинских факторов на особенности территориального распространения запущенных форм психических расстройств. Использованы отчеты Министерства здравоохранения Хабаровского края, Краевого медицинского информационно-аналитического центра и краевого психиатрического диспансера, с помощью которых определены некоторые показатели деятельности психиатрического и психотерапевтической служб в регионе (среднее число психиатров, среднее число койко-мест в специализированных психоневрологических учреждениях, врачей-наркологов и психотерапевтов на 1000 жителей).
Оценка влияния социально-экономических факторов на особенности территориального распространения депрессий, хронического алкоголизма, наркомании в крае была проведена с помощью построения уравнений множественной линейной регрессии, которые для каждого изученного заболевания имели высокие значениями коэффициента детерминации R>0,88. Это значит, что на особенности территориального распространения таких заболеваний социально-экономические факторы оказывают существенное влияние.
Полученные данные можно рассматривать как формальное доказательство принадлежности депрессий, хронического алкоголизма и наркомании к социально-обусловленным заболеваниям. При этом изучение вклада отдельных групп социальных факторов в территориальное распространение этих заболеваний в Хабаровском крае показало неоднородную картину.
Математическая оценка влияния социально-экономических факторов на территориальное распространения некоторых форм заболеваний в Хабаровском крае: вклад отдельных групп факторов в значение результирующего показателя уравнения множественной линейной регрессии (%) показала, что на распространение хронического алкоголизма, наибольшее влияние оказывают фактор заработной платы (50,9%) далее следуют занятость и уровень жилищного строительства (по 12,3%) и макроэкономические показатели (11,6%); для наркомании существенное значение имеет занятость населения (33,2%), коммуникации (24,3%) макроэкономические показатели (20,7%) и зарплата (9,9%). На распространение депрессий определяющее значение оказывают занятость (34,1%), макроэкономические показатели развития территории (29,3%), и заработная плата (24,2%).
Итак, результаты популяционно-аналитического эпидемиологического исследования свидетельствуют о том, что психические нарушения могут быть отнесены к социально-обусловленным заболеваниям. Изучение влияния социально-экономических и медицинских факторов на частоту годичной летальности от суицидов в районах края показало, что для многих форм ДР возможно построение уравнения множественной линейной регрессии с высокими значениями коэффициента детерминации R>0,8. Эпидемиологическая ситуация с распространением депрессивных состояний на Дальнем Востоке в последние десятилетия отражает общие тенденции психической напряженности в мире, но значительно превосходит их по темпу нарастания уровня ДР, особенно среди коренного населения. Культуральные, этнические, демографические, медико-генетические особенности, характеристики уровня и образа жизни населения влияют на клиническое оформление, структуру и течение психических расстройств [2, 4, 10].
Таким образом, использование метода множественной регрессии в популяционно-эпидемиологическом исследовании показало, что социально-экономические факторы оказывают существенное влияние на территориальное распространение, хронического алкоголизма и наркомании. Неуклонный рост и распространение психических заболеваний в зонах прежде умеренного и низкого риска ДР, большие экономические потери, связанные с фармакотерапией и социальной защитой пациентов, неизбежные прямые и косвенные потери производительных сил, отсутствие доступных методов определения контингентов риска хронических психических расстройств со стойкими дезадаптирующими синдромами актуализируют проведение настоящего исследования.
1. Modeli sociopatogeneza zapuschennyh form zabolevaniy / A.Yu. Desyatov, N.E. Kosyh, N.E. Posvalyuk, S.Z. Savin // Trudy Mezhdunarodnogo kongressa «Informacionnye i telemedicinskie tehnologii v ohrane zdorov'ya (ITTHC-2005)». Moskva, 25-26 noyabrya 2005. M: Minzdrav RF, 2005. S. 98-100.
2. Kosyh N.E., Savin S.Z., Desyatov A.Yu. Modeli i metody populyacionnyh epidemiologicheskih issledovaniy social'no znachimyh zabolevaniy. Vladivostok: Dal'nauka, 2005.
3. Bobak M., Pikhart H., Hertzman C. Socioeconomic factors, perceived control and self-reported health in Russia. A cross-sectional survey // Soc. Sci. Med. 1998. №47. P. 269–79.
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 dekabrya 2004 goda N 715. Ob utverzhdenii perechnya social'no znachimyh zabolevaniy i perechnya zabolevaniy, predstavlyayuschih opasnost' dlya okruzhayuschih (s izmeneniyami na 31 yanvarya 2020 g.). URL: http://docs.cntd.ru/document/901916651/, svobodnyy.
5. Sostoyanie psihiatricheskih sluzhb i rasprostranennost' psihicheskih rasstroystv v Rossiyskoy Federacii v 2015 g. / B.A. Kazakovcev, N.A. Tvorogova, T.A. Nikolaeva, O.V. Sidoryuk // Psihicheskoe zdorov'e. 2015. №7 (110). S. 3-12.
6. Krasnov V.N. Depressiya kak social'naya i klinicheskaya problema sovremennoy medi¬ciny // Rossiyskiy psihiatricheskiy zhurnal. 2011. № 6. S. 8-10.
7. Sistemnoe issledovanie psihicheskoy zabolevaemosti, svyazannoy s pozdney diagnostikoy i lecheniem / Loginov I.P., Savin S.Z., Solodkaya E.V., Chzhou Yyu cyu // Materialy XIII mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii «Sistemnyy analiz v medicine» (SAM 2019). Blagoveschensk, 2019. S.99-103.
8. Progress and Future Direction in Research on the Psychosis Prodrome / Woodberry K.A., Shapiro D.I., Bryant C., Seidman L.J. // Harvard Review of Psychiatry. 2016. №24 (2). P.118-23.
9. Brent D.A., Weersing V.R. Depressive disorders in childhood and adolescence // Rutter's Child and Adolescent Psychiatry. Oxford, England: Blackwell Publishing Ltd. 2008. P.587-613.
10. Osobennosti mediko-demograficheskoy situacii v Priamur'e / E.A. Levkova, E.L. Motrich, N.E. Posvalyuk, S.Z. Savin // Zdravoohranenie Dal'nego Vostoka. 2013. №2. S.124-127.
11. Habarovskstat. Sayt Upravleniya Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Habarovskomu krayu, Magadanskoy oblasti, Evreyskoy avtonomnoy oblasti i Chukotskomu avtonomnomu okrugu. URL: https://habstat.gks.ru/folder/23549/, svobodnyy.