MANAGEMENT ACCOUNTING OF BUSINESS PROCESSES OF ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF TELECOMMUNICATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
reengineering and optimization of business processes in the telecommunications sector involve rethinking and radical redesign of material, financial and information flows in the company in order to significantly improve key business indicators. Management accounting is the basis of the mechanism of operational and effective control over the company's business processes. Development and implementation of management accounting, allows you to use the company's available resources as efficiently as possible. First of all, we are talking about the distribution of financial resources and cost optimization.

Keywords:
business processes, management accounting, financial support, telecommunications
Text
Publication text (PDF): Read Download

Деятельность телекоммуникационных компаний находится под пристальным вниманием трех сторон. У каждой из этих сторон своя цель, которая, впрочем, звучит одинаково для всех: максимизация собственной прибыли. Цель одна, а вот мотивация достижения этой цели разная:

  • для государства – это увеличение собираемости налогов;
  • для собственников бизнеса, акционеров и инвесторов – рост стоимости компании, дивидендов и собственного благосостояния;
  • для менеджеров и руководителей – увеличение бонусов, то есть финансового результата своего подразделения.

На пути к цели все заинтересованные стороны должны понимать состояние бизнеса и в нужный момент времени принимать меры по его улучшению.

Международная торговля услугами в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) характеризуется относительно высоким и устойчивым ростом. Активное распространение информационных технологий привело сегодня к формированию цифровой экономики. Благодаря этому существенно ускорилась обработка и передача информации, что способствовало появлению новых требований к содержанию этой информации, основанных на принципах ее многофункциональности и существенности для корпоративных пользователей. Те же требования предъявляются к учетным технологиям в мировой практике коммерческой деятельности.

Стремление развитых стран расширить свое участие во внешнеэкономическом пространстве привело к необходимости ориентироваться на международные правила формирования бухгалтерской отчетности. В частности, в России такое стремление обусловило разработку федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ). Однако такие стандарты не раскрывают набор типизированных приемов управленческого учета, обеспечивающих тактику управления в компании, совместимую с ее стратегическими целями. При отсутствии типовых рекомендаций по управленческому учету снижается способность учета раскрывать узкие места в системе управления бизнесом. Отсутствие таких рекомендаций может отодвигать на второй план запросы топ-менеджеров телекоммуникационных компаний о предоставлении им информации для решения различного рода задач управления. Рождается конфликт интересов между приемами выборки унифицированной и неунифицированной учетной информацией.

Изложенное подтверждает востребованность типовых рекомендаций по управленческому учету, в которых раскрывается типология сущности управленческого учета, его типовые методики, которые могут быть реализованы в коммерческой деятельности любой страны. Например, в международной практике организация системы менеджмента опирается на взаимосвязь стандартов финансового и управленческого учета, которая наблюдается в европейской и американской сфере управления. При этом стандарты управленческого учета в международной практике, которые носят рекомендательный характер, стали базисом для формирования стандартов по финансовому (бухгалтерскому) учету и отчетности, которые обязательны к применению.

Совокупность исследований в международной и российской теории и практике управленческого учета способствовала стойкой убежденности в необходимости унификации его инструментов. Труды ученых международного уровня, таких как Апчерч А. [1], Аткинсон Э. А. [2], Вандер Вил Р. [3], Гаррисон Р. [4], Скоун Т. [5], Уорд К. [6] и др., положили начало познанию терминологии в области управленческого учета, что важно для его унификации, а 12 исследования российских ученых, таких как Аверчев И.В. [7], Ивашкевич В.Б. [8], Керимов Э.В. [9], Вахрушина М.А. [10] и др., способствовали познанию теории управленческого учета и обоснованию его многофункциональности в менеджменте. Это позволило убедиться в значимости теоретической основы управленческого учета для целей создания типовых рекомендаций в этой сфере учета в странах, не имеющих соответствующих стандартов, но устремленных на мировую торговую площадку.

Появление крупных телекоммуникационных холдингов и корпораций стало фактором глобальной экономики, которая отмечается сегодня привлечением инвестиций в инновационные производства и различные национальные проекты. К примеру, пик глобализации в России приходится на начало первого десятилетия нынешнего столетия. Поступательное движение глобальной экономики в мировом экономическом пространстве инициирует появление инновационных технологий, которые требуют оперативного перемещения одной и той же информации одновременно к нескольким потребителям. Это сделало востребованным электронный документооборот в системе администрирования технологий и управления бизнесом, включая учетные технологии.

Последнее, в свою очередь, потребовало государственного вмешательства в регулирование требований к формированию бухгалтерской отчетности всеми коммерческими субъектами. На этом фоне система стандартизации учета и формирования отчетности по единообразию ее показателей в условиях глобализации экономики стала приоритетом для законодателей развитых стран, что и привело к появлению международных стандартов финансовой отчетности. Однако масштабы бизнеса и закрытость ряда показателей в бухгалтерской отчетности также привели к массовым запросам со стороны законодателей по детализации экономических показателей в различных интегрированных отчетах. Существенно увеличилось количество различного рода финансовых и нефинансовых отчетов хозяйствующих субъектов. Мировой базой данных об отчетности является Международный регистр отчетов (Corporate Register).

В силу усиления ответственности телекоммуникационных компаний за результаты ведения бухгалтерского учета перед законодателями, а также возрастания современного объема документооборота в крупных компаниях расширился рынок услуг аутсорсинга, когда типичные функции учета передаются консалтинговым фирмам. В этой связи возникает определенная тенденция, когда расширение рынка крупных вертикально интегрированных компаний способствует сокращению в них учетно-управленческих структур.

Часть учетных работ делегируется профильным организациям, позволяя оптимизировать затраты на управление ради высвобождения и консолидации инвестиций в развитие собственного производства. При этом внешние учетные потоки формируются в строгом соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и не предполагают изменения приемов учета по запросам корпоративных менеджеров. Например, осуществить взаимосвязь результата внутреннего управления компанией с мотивацией ее руководителей, оценить ответственность менеджеров за их участие в прибыли и пр., что могло бы стать объектом раскрытия в управленческой отчетности, не менее важной для анализа достижений и экономических ошибок. [12].

В связи с отсутствием типовых рекомендаций по управленческому учету в России возникает множественность методик учета и различия в понимании приемов учета. Концепция современного бухгалтерского учета стала менее восприимчива к новациям в технологии и управлении. Учетная система не настроена на распознавание коренных изменений в технологическом статусе производства. Конечно, неоспоримы преимущества приемов оценки платежеспособности, финансовой устойчивости, оценки динамики выручки и рентабельности, структуры продаж и др. при анализе экономической деятельности организации в целом.

Указанные показатели более всего характеризуют внешнюю стратегию субъекта и не способны на основе действующих учетных приемов обосновать вложения в капитализацию внеоборотных активов, обосновать функциональные преимущества одного топ-менеджера перед другим, оценить рентабельность каждого бизнес-процесса и многое другое. Решение указанных проблем производится на современных предприятиях не на основе системно полученной для этого целевой информации, а на основе индивидуальной выборки учетной информации, которая может носить субъективный характер. [13].

Нельзя отрицать тот факт, что эффективность управления экономической системой на уровне телекоомуникационной сферы зачастую обусловлена знаниями и компетенциями отдельных менеджеров. Однако созданию концепции управленческого учета, повышающей качество учетных техник и доступной любым хозяйствующим субъектам во многих странах, сегодня сопутствуют определенные проблемы. Стоит отметить, что в ряде стран, в т.ч. в России, отмечается интерес к управленческому учету, значимость которого для менеджмента нельзя отрицать. Причиной тому стало регламентирующее воздействие международных стандартов учета на практику управления бизнесом, что перемещает сегодня акценты интересов с системы бухгалтерского (финансового) учета на подсистему управленческого учета.

Мировая коммерциализация бизнеса и расширение мировой торговой площадки спровоцировало развитые страны еще в прошлом веке выдвинуть идею стандартизации бухгалтерского учета и формирования международных стандартов финансовой отчетности, что позволило сделать прозрачными и понятными для инвесторов показатели этой отчетности. Причиной тому стал используемый в развитых странах учет, в большей степени нацеленный на обслуживание различных запросов менеджеров и получивший название управленческого учета. Его способы ведения не отвергали известные приемы бухгалтерского учета, но способы группировки информации зависели от указанных запросов менеджеров, что приводило к различиям в структурности учетной информации в разных компаниях, в методиках расчета себестоимости и пр. Именно многофакторность в построении управленческого учета для внутренних пользователей, с одной стороны, и необходимость выработки единых подходов к формированию публичных бухгалтерских отчетов для внешних пользователей, с другой стороны, положили начало процессам стандартизации бухгалтерского и управленческого учета в мировой практике.

Российская практика учета законодательно ограничена стандартами только по бухгалтерскому учету. В связи с резким по историческим меркам вхождением России в рыночные отношения в конце прошлого века и таким же быстрым завоеванием немалой доли мирового рынка товаров и услуг возникла острая потребность в принятии международных правил формирования бухгалтерской отчетности. Несмотря на наличие своих национальных особенностей учета, а также объемных рекомендаций по его ведению в различных отраслях промышленности, которые были разработаны отраслевыми российскими министерствами, учет был переориентирован на нормы МСФО. [14].

Должного распространения в России до сих не получили процессы описания инструментов управленческого учета, например в методических рекомендациях, способных по аналогии с международными рекомендациями вооружить бизнес управленческими технологиями. Тем не менее на практике остаются востребованными отраслевые рекомендации по организации техники калькулирования для отдельных видов сельскохозяйственного и промышленного производства, которые могли бы положить начало описанию наиболее типичных моделей управленческого учета.

Для развития теоретических и практических основ управления бизнесом на основе учетно-аналитической информации в странах, в которых отсутствуют национальные регламенты по управленческому учету, приоритетной задачей является разработка таких стандартов в виде положений или методических указаний по управленческому учету. Это уже подтверждено международным опытом в этом направлении. Отсутствие таких рекомендаций может привести к неэффективному субъективизму в управлении.

Потребность в модернизации управленческого учета в области телекоммуникаций возникает, когда в компании формируется некоторый уровень управленческой культуры, а руководство осознает недостатки существующей системы управления, среди которых:

  •  отсутствие механизма планирования и бюджетирования деятельности предприятия, позволяющего проводить предварительный сравнительный анализ принимаемых решений, рассчитывать плановые, экономически оправданные показатели затрат, прогнозировать результаты деятельности и обосновывать перспективные решения, проводить анализ отклонений фактических показателей от плановых и выявлять их причины;
  • отсутствие «прозрачной» системы учета затрат, позволяющей не только определить их достоверную величину, но и проанализировать их по видам, статьям, местам возникновения, носителям, центрам ответственности и в других разрезах, необходимых для осуществления адекватного контроля деятельности и управления;
  • несовершенство (с точки зрения решения управленческих задач) системы внутренней отчетности;
  • отсутствие механизма оценки рентабельности направлений деятельности и отдельных продуктов;
  • отсутствие процедур проведения анализа и принятия управленческих решений, связанных с вопросами формирования производственной программы, ценообразования, оценки инвестиционных проектов и т.д.;
  • недостаточный уровень ответственности и мотивации персонала за снижение уровня затрат и повышение эффективности деятельности как своего подразделения, так и предприятия в целом;
  • отсутствие четкого механизма управления подразделениями предприятия (системы контрольных показателей, регламента их планирования, получения отчетов, анализа и оценки, стимулирования).

Грамотное распределение и эффективное использование внутренних ресурсов телекоммуникационной компании является одним из главных факторов, определяющим конкурентоспособность бизнеса. Бюджетирование подразумевает детальный анализ и планирование такого распределения. Обладая сбалансированным бюджетом, компания способна противостоять неблагоприятным тенденциям на рынке и возрастающей конкуренции.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшим условием управления его финансами. Он выступает связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. Аналитические процедуры помогают выявить существующие проблемы, построить прогноз и определить направления повышения эффективности деятельности компании.

Успешное развитие компании сопряжено не только с внедрением эффективных бизнес-стратегий, но и с профессиональным обучением персонала: как рядовых сотрудников, так и управляющего звена.

References

1. Apcherch A. Upravlencheskiy uchet: principy i praktika / pod red. Ya.V. Sokolova, I.A. Smirnovoy // Finansy i statistika. – 2002

2. Atkinson E.A., Banker R.D., Kaplan R.S., Yang M.S. Upravlencheskiy uchet. – 3-e izd. – M.: Vil'yams, 2007.

3. Vander Vil R, Paliy V.F. Upravlencheskiy uchet. – M.: INFRA-M, 1997.

4. Garrison R., Norin R, Garrison R, Bryuer P. Upravlencheskiy uchet. – 12-e izd. – SPb.: Piter, 2010. 5. Druri K. Vvedenie v upravlencheskiy i proizvodstvennyy uchet. – 3-e izd. – M.: YuNITI, 2002.

5. Skoun T. Upravlencheskiy uchet. Audit. – M.: YuNITI, 1997. 7. Horngren Ch., Foster Dzh., Datar Sh. Upravlencheskiy uchet. – SPb.: Piter, 2007.

6. Uord K. Strategicheskiy upravlencheskiy uchet. – M.: OlimpBiznes, 2002.

7. Averchev I.V. Upravlencheskiy uchet i otchetnost'. Postanovka i vnedrenie. – M.: Rid Grupp, 2011. 10. Vahrushina M.A. Upravlencheskiy uchet dlya menedzherov [Elektronnyy resurs]. – M.: KnoRus, 2018. – Rezhim dostupa: https://www.livelib.ru/ book/1002827957-upravlencheskij-uchetdlya-menedzherov-m-a-vahrushin.

8. Ivashkevich V.B. Integrirovannyy uchet v sisteme upravleniya predpriyatiem. – M.: Magistr: INFRAM, 2018.

9. Kerimov V.E. Buhgalterskiy upravlencheskiy uchet: uchebnik. – 5-e izd. – M.: Dashkov i K, 2018.

10. Vahrushina M.A. Paradigma buhgalterskogo ucheta i otchetnosti v usloviyah global'noy ekonomiki: problemy Rossii i puti ih resheniya // Mezhdunarodnyy buhgalterskiy uchet. – 2014. – № 25. – S. 38-46.

11. Oficial'nyy sayt Rossiyskogo soyuza promyshlennikov i predprinimateley [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa:http://rspp.rf/simplepage/

12. Evstaf'eva E.M., Sharovatova E.A. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty formirovaniya otchetnosti na osnove uchetno-analiticheskogo obespecheniya sistemy upravlenii // Audit i finansovyy analiz. – 2015. – № 5. – S. 25-35.

13. Primenenie MSFO. Ch. 1: v 3 ch.: per. s angl. – 2-e izd. – M.: Al'pina Biznes Buks, 2008.

14. Chaya V.T., Zolotuhina A.D. Teoreticheskie osnovy upravlencheskogo ucheta // Audit i finansovyy analiz. – 2008. – № 6.

Login or Create
* Forgot password?