Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the themes and problems of the institute of self-employed citizens of Russia. Formulated the base characteristics of the definition of «self-employed citizens» and noted the advantages of legalizing their activitie. The author gives current proposals for improving the legislative regulation of self-employment issues.

Keywords:
legal status self-employed citizen, hidden employment, government economic policy, labour market
Text
Publication text (PDF): Read Download

В последние десятилетия с повсеместным внедрением новых трудо-сберегающих и информационно-коммуникационных технологий проблемы занятости приобрели совершенно новый характер: увеличивается мобильность трудовых ресурсов, сужается традиционная полная занятость граждан, расширяется перечень новых нестандартных форм трудовой занятости и усиливается мотивационная составляющая граждан к самозанятости. Перечисленные процессы попадают в практическую плоскость и диктуют необходимость для федеральных служб исполнительной власти в сферах экономики и занятости населения в изучении самозанятости как сложного вида экономической деятельности зачастую граничащего с сектором неформальной экономики (в России насчитывается более 20 млн. нелегализованной рабочей силы) [7, с. 24], а также в установлении базовых признаков правового статуса самозанятых граждан в и законодательном закреплении их прав и обязанностей.

Правовая неопределенность самозанятых может грозить их привлечению к безосновательной административной или даже к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Вместе с тем, поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина, датируемое еще от 21 сентября 2016 года по легализации и поддержке деятельности самозанятых граждан положило начало формированию основы правового положения самозанятых.

Термин «самозанятый гражданин» не является новым для отечественной правовой, судебной систем и экономической практики. Однако в российском законодательстве единого подхода к определению «самозанятости» до настоящего времени не выработано. В обыденной жизни к самозанятым зачастую относят тех, кто имеет собственное дело, в связи с чем по правовому положению причисляет их к субъектам предпринимательской деятельности. Данное суждение ошибочно, поскольку в действительности самозанятые работают «сами на себя». Если обратиться к определениям указанной группы граждан представленным в некоторых правовых актах [3, 5], то обнаруживается как смешение терминов «предпринимательство» и «самозанятость», так и употребление дефиниции «самозанятость» без раскрытия сути названного правового явления.

С 1 марта 2017 года в России приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст введен Межгосударственный стандарт [2], содержащий следующую формулировку: «самозанятый – человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства». Исходя из этого определения в качестве квалифицирующего признака самозанятого лица названо отсутствие трудовых отношений: самозанятый не выступает ни в качестве работодателя, ни в качестве работника, оказывая услуги самостоятельно. При этом факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не имеет значения. Данное определение вполне согласовано с экономической сущностью исследуемого явления.

Итак, правовое положение самозанятого гражданина формируют следующие признаки:

- самостоятельный характер деятельности самозанятого;

- осуществление трудовой деятельности лично (без привлечения наемных работников);

- осуществление видов деятельности, прямо указанных в законе (возмездное оказание услуг);

- наличие не регулярного дохода;

- отсутствие трудового договора с работодателем.

В нашей стране экономические (невысокий уровень заработной платы) и социальные (низкий уровень социальных выплат и пенсий) факторы объективно способствуют существованию и развитию различного рода подработок у населения в свободное время. Причем экономическая деятельность самозанятых россиян весьма обширна, но преимущественно сконцентрирована в сфере бытовых услуг и мелкой торговле, в связи с высокой потребностью населения и невысокими запросами по качеству предоставляемых услуг. Вместе с тем к самозанятости целесообразно также причислять некоторые виды деятельности, осуществляемые на уровне функций домашних хозяйств населения, кооперативов и семейных предприятий малого бизнеса: работу в личных подсобных хозяйствах населения, индивидуальную трудовую деятельность несельскохо¬зяйственного характера, платные услуги населению, кустарные, мест¬ные, художественные, сезонные и другие промыслы [1, с. 41].

Следует констатировать, что сегодня активная политика государства в отношении приобретения самозанятыми формального статуса понятна. Ведь выгоды для государства более чем очевидны: это и дополнительные налоговые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет в целом, а также экономия денежных средств в рамках деятельности социальных внебюджетных фондов. Вместе с тем вводимые государственные меры по выводу граждан из «трудовой тени» накладывают на последних как обременительные обязанности по ведению учета и уплате налогов и сборов, так и реализацию непростого процесса регистрации, в свою очередь не гарантируя взамен пропорциональных социально-экономических преимуществ. Хотя легализация деятельности самозанятых несет для граждан ряд преимуществ: фиксация трудовой деятельности в трудовой книжке и соответственно полная правовая защита предпринимательской деятельности, использование полного набора мер государственной поддержки и налоговых преимуществ и наконец развитие предпринимательской инициативы.

Здесь показательны официальные цифры легализации самозанятых по России. По информации Федеральной налоговой службы количество самозанятых граждан, осуществляющих деятельность по оказанию услуг физическим лицам и уведомивших об этом налоговые органы, за первое полугодие 2020 года в целом по Российской Федерации составило 4,5 тыс. человек [6]. Для сравнения по России количество самозанятых граждан, осуществляющих свою деятельность за 2018 год, составляло порядка 2,5 тыс. человек. Позитивная динамика присутствует, но назвать ее переломной в данном вопросе пока нельзя.

Проблема легализации самозанятых граждан действительно актуальна и ее решение видится в дальнейшем реформировании действующего законодательства в части упрощения процесса регистрации и снижения налогового бремени самозанятых. В части совершенствования законодательного регулирования вопросов самозанятости и сокращения пространства неформальной экономики целесообразно:

1. Дать четкое определение в Гражданском кодексе Российской Федерации дефиниции «самозанятый граждан», что позволит принципиально разграничить самозанятых и индивидуальных предпринимателей.

2. Законодательно ввести и закрепить понятие «частично самозанятые граждане» – граждане, имеющие основное место работы, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие услуги физическим, юридическим лицам удаленно.

3. Существенно расширить текущий (ограниченный всего тремя профессиями) диспозитивный перечень услуг, которыми могут заниматься самозанятые граждане. Причем ориентироваться здесь необходимо на мировой опыт, где аналогичные перечни исчисляются сотнями видами деятельности [4, с. 98].

4. Рассмотреть проблему самозанятости сельского населения как приоритетной задачи по созданию условий для сохранения и повышения социального и экономического потенциала отдаленных малонаселенных сельских территорий с целью выполнения ими производственных, демографических и трудоресурсных функций.

5. Снижение факторов неопределенности в российском законодательстве и недоверия граждан к государственным исполнительным надзорным структурам в сфере занятости посредством смены экспериментального подхода на механизм долгосрочного планирования и взаимодействия государства и самозанятых.

 

References

1. Belousov O.A. Samozanyatost' kak aktual'naya forma adaptacii naseleniya k tekuschey ekonomicheskoy situacii v sovremennoy Rossii // Nauka Krasnoyar'ya. – 2016, № 6-2. – S. 37–47.

2. «GOST 12.0.004-2015. Mezhgosudarstvennyy standart. Sistema standartov bezopasnosti truda. Organizaciya obucheniya bezopasnosti truda. Obschie polozheniya» (vmeste s «Programmami obucheniya bezopasnosti truda») (vveden v deystvie Prikazom Rosstandarta ot 09.06.2016 № 600-st) // SPS Konsul'tantPlyus.

3. Zakon Rossiyskoy Federacii ot 19.04.1991 №1032-1 «O zanyatosti naseleniya v Rossiyskoy Federacii» // SPS Konsul'tantPlyus.

4. Lesovskaya M.I. Dilemma legalizacii samozanyatyh // Social'no-ekonomicheskiy i gumanitarnyy zhurnal Krasnoyarskogo GAU. – 2019, №1. –S. 94-108.

5. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 12.05.2016 № 1144-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Sapsaleva Ivana Kuz'micha na narushenie ego konstitucionnyh prav polozheniyami punkta 3 chasti pervoy stat'i 2 i chasti sed'moy stat'i 12 Osnov zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii o notariate» // SPS Konsul'tantPlyus.

6. Federal'naya nalogovaya sluzhba [Elektronnyy resurs]: URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/selfemployed/ (data obrascheniya: 01.12.2020).

7. Ekonomika i sovremennoe obschestvo: problemy i perspektivy razvitiya v usloviyah ekonomicheskoy turbulentnosti: monografiya / Pod obsch. red. G.Yu. Gulyaeva. Penza: Izd-vo MCNS «Nauka i Prosveschenie», 2016. - 108 s.

Login or Create
* Forgot password?