BBK 673 История права
Stat'ya posvyaschena probleme izucheniya polozheniya Velikogo knyazhestva Finlyandskogo v sostave Rossiyskoy imperii, istorii ee vhozhdeniya i, sootvetstvenno, vyhoda iz sostava Rossii. Velikoe knyazhestvo Finlyandskoe — territoriya v sostave Rossiyskoy imperii, a posle i Rossiyskoy respubliki, kotoraya raspolagalas' na meste sovremennoy Finlyandii, chasti Karel'skogo peresheyka i Severnogo Priladozh'ya. Suschestvuet mnozhestvo mneniy po povodu glavnogo faktora vyhoda iz sostava Rossiyskoy imperii, no naibolee osnovatel'noy prichinoy etomu posluzhilo stabil'noe ekonomicheskoe polozhenie knyazhestva, davavshee vozmozhnosti dlya ego dal'neyshego samostoyatel'nogo razvitiya kak otdel'nogo gosudarstva.
Velikoe knyazhestvo Finlyandskoe, avtonomiya, ekonomicheskoe polozhenie
История Финляндии для России начинается еще во времена Петра I Великого, когда наиболее остро встала проблема необходимости выхода к Балтийскому морю. Борьба за море продолжалась в течение всего XVIII в., и важно отметить, что с переменным успехом для России. Однако необходимо понимать, что реальная Финляндии и ее территории, которые мы обычно представляем, когда говорим о ней, вошла в состав Российской империи лишь в начале XIX в. в результате очередной русско-шведской войны 1808–1809 гг.
Уже осенью 1809 г. был подписан Фридрихсгамский мирный договор, по условиям которого в состав России входило Великое княжество Финляндское на правах автономии [1]. Император Александр I выступил на Сейме и обнародовал манифест, согласно которому утвердил государственный строй княжества. Также император произнес речь, в которой обещал сохранить конституцию и коренные законы, а «собрание здесь удостоверяет исполнение … обещаний». Сейм же присягнул российскому императору, а его члены обещали сохранить конституцию и законы в том виде, в котором они существуют. В целом при Александре I все установленные первоначально условия сохранились, однако позднее, когда император взял курс на слегка консервативные меры, сеймы перестали созываться [2].
Говоря о реакционной политике императора Николая I, важно отметить, что существенных изменений в государственно-правовом положении Великого княжества Финляндского не произошло. Российский монарх так же, как и его предшественник, подписал манифест, в котором обещал оставить все порядки и принятые устои Финляндии без изменений и гарантировал их неприкосновенность. Сейм же по-прежнему не созывался, однако местная администрация прекрасно справлялась и без него, а порядок этого управления и его принципы нарушены не были. Правительству Финляндии удалось избежать крупных реформ, а в своей работе они фактически опирались лишь на крепкое и стабильное экономическое законодательство.
Александр II взял курс на либерализацию и реформацию всех сфер общественной жизни. Именно поэтому после довольно длительного перерыва, в 1863 г., наконец-то снова собрался сейм. Как раз на нем местным правительством был одобрен и взят курс на демократизацию и реформы, которые в дальнейшем только укрепили автономное государственно-правовое положение Великого княжества Финляндского.
1 марта 1881 г. великий реформатор Александр II был убит, и на престол взошел его сын Александр III, начавший политику контрреформ. По факту Финляндия с приходом нового императора потеряла свою былую независимость, так как особым указом правительство Великого княжества не могло решать вопросы общегосударственного значения: это прерогатива перешла в руки государственных структур империи.
При Николае II положение дел не изменилось: в 1898 г. генерал-губернатором Финляндии был назначен Николай Иванович Бобриков. Именно он ликвидировал местную финскую армию, усилил русификацию в области просвещения и в кругу местной администрации (манифестом 1900 г. русский язык введен в процесс делопроизводства сената и в процесс ведения дел органами местного самоуправления), многие издания были закрыты, а политические деятели, признанные оппозиционными, приговорены к высылке из страны [3].
В годы Первой русской революции (1905–1907) активная финляндская оппозиция рабочих подготовила «Красный манифест», который Николай II в итоге подписал. Самым главным положением данного манифеста была отмена всех нововведений бывшего генерал-губернатора Н.И. Бобрикова, которые не были согласованы с финляндским сеймом. Более того, было принято решение созвать новый сейм, на котором хотели разработать новый устав по избирательному праву, установив демократические принципы: всеобщее, тайное, прямое и равное голосование [4].
В 1907 г. все очаги Первой русской революции удалось погасить, и император Николай II сделал попытки вернуть прежнее положение дел в Финляндии: российский монарх ввел военное управление, которое было сохранено вплоть до революции 1917 г. Также спустя три года после окончания Первой русской революции был принят закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения». Этот закон предусматривал кодификацию и унификацию законодательства, устройства экономики и государственной структуры и управления, существовавших в Финляндии, с нормами и принципами, принятыми в России. Государственная Дума и Государственный Совет получили право принятия законов, которые касались и Финляндии.
Говоря о событиях Первой мировой войны, невозможно не отметить тот факт, что они сыграли особую роль в качестве причин Февральской и Октябрьской революций. Причем последняя стала катализатором выхода Великого княжества Финляндского из состава России. Отречение Николая II от престола привело к захвату власти Временным правительством, которое, к сожалению, не могло справиться с существующими проблемами в стране. Это нашло свое отражение в нескольких кризисах данного органа, недовольстве населения и т.д. В результате этого большевики, совершив государственный переворот, захватили власть. Этот переворот поделил политическую прослойку Финляндии на два блока: оба выступали за стремление к независимости, но одни желали получить признание суверенитета от России, а другие — от стран Западной Европы. В результате в конце ноября 1917 г. в Финляндии был сформирован новый состав сейма, председателю которого (Пер Эвинд Свинхувуд) было необходимо добиться выхода из состава России с признанием независимости, а после начать выстраивать отношения с другими государствами, построенные на взаимовыгодном сотрудничестве [3].
31 декабря Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, российский революционер и большевик, лично передал в руки делегатам из Финляндии признание независимости бывшего Великого княжества в письменном виде. 4 января 1918 г. данное событие было одобрено и подтверждено Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов.
Таким образом, события Октябрьской революции и кризисы, с которыми столкнулась Россия, помогли Финляндии выйти из состава бывшей империи. Ежегодно 6 декабря отмечается день независимости Финляндии (тогда была обнародована самостоятельность ее как государства, а признанной и суверенной она стала лишь 5 января 1918 г.).
Выяснив историческую подоплеку выхода Великого княжества Финляндского из состава России, хотелось бы проанализировать внутреннее положение дел в стране: государственное, военное устройство, экономическое положение и законодательство.
Первоначально, как было сказано, существующие законы и конституция Финляндии были сохранены. В стране сохранялась поселенная система — специфическая организационная форма войсковых частей, в которых личный состав совмещает военную службу с ведением традиционного сельского хозяйства (прототип военных поселений в России). Налоговая и денежная системы оставались в ведении самой страны, то есть все поступающие в государственный бюджет Финляндии суммы тратились на нужды самой же Финляндии. В качестве национальной валюты был взят российский рубль. Главой всей местной администрации стал Правительствующий Совет, который спустя несколько лет был переименован в Правительствующий Сенат.
Важно отметить экономическую составляющую Великого княжества Финляндского, так как именно данная сфера общественной жизни признается одной из двигательных сил для будущего отделения Финляндии от России.
На момент вхождения в состав Российской империи Великое княжество Финляндское было слабо развитым аграрным государством, основное население которого занималось рыболовством, охотой, сельским хозяйством и другими промыслами. Земледелие было развито крайне слабо. Зачатки постепенного улучшения экономического положения Финляндии были заложены еще при Александре I, когда был открыт первый банк в княжестве. В 1839 г. была проведена денежная реформа: введен в обращение серебряный рубль как национальная валюта, причем это было введено в обход финляндскому сейму (то есть эти меры проводились в порядке административного законодательства). Несмотря на это, данная реформа нашла положительный отголосок в развитии промышленности. Однако наиболее мощный толчок развития экономики страны был заложен либерально направленными реформами российского императора Александра II. При нем на территории Великого княжества Финляндии серебряный рубль был заменен маркой, которая стала единственным законным мерилом ценностей. Необходимо учитывать, что Финляндия имела очень тесные контакты с Западной Европой. Она занималась торговлей со странами Запада, и, когда серебро там утратило свою первоначальную цену, было запрошено у Правительства введение золотой марки, чего и добился финляндский Сенат в 1877 г. Введение золотой марки благоприятно сказалось на экономическом положении дел: активное развитие получили капиталистические отношения, промышленность, хозяйство. Быстро развивалась национальная кредитная система Великого княжества Финляндского.
Так, можно заметить, что уже во второй половине XIX в. из обычной слабо развитой аграрной страны Финляндия превратилась в государство, которое имело свою национальную валюту в размере золотой марки. Более того, открытый еще при Александре I Финляндский Банк уже проводил такие серьезные операции, как покупка и продажа драгоценных металлов (золота и серебра), прием денежных вкладов, прием ценных бумаг и т.д. Финляндский Сейм обладал правом контролировать состояние государственной казны.
Во второй половине XIX в. активное развитие получила также водная транспортная система, запускается строительство железнодорожных путей сообщения. Был осуществлен переход от выращивания зерновых культур на производство продукции животного происхождения. На протяжении всего девятнадцатого столетия развивается торговля и в особенности наблюдается увеличение объема экспорта. Так как Финляндия была наделена особым государственно-правовым статусом, это позволило ей выстроить очень выгодную и гибкую экономическую политику, которая способствовала развитию всей страны в целом. Обладание таможенной самостоятельностью также сыграло свою роль в улучшении положения страны. Причем важно отметить, что рост экономических показателей нашел отражение не только в налаживании экономической составляющей страны, но и в целом в улучшении уровня жизни местного населения и благосостояния государства. Безусловно, нельзя исключать тот факт, что политика в отношении Финляндии постоянно менялась и то сопровождалась мерами либерального характера, то мероприятиями по ограничению автономии. Во всех эти ограничениях и трудностях местные власти и жители видели источник нововведений и изменений существующих привычных структур. Так, например, благодаря изменениям таможенной политики в Великом княжестве наблюдался активный подъем сельского хозяйства, поскольку была острая необходимость поиска новых рынков сбыта для производимой продукции.
Говоря о государственном устройстве, также важно отметить, что Великое княжество имело чиновный аппарат, полностью состоявший из местных жителей, свою почтовую систему. Судебная власть была разделена между Сенатом, генеральным прокурором и старыми финляндскими судами гофтерихтами. Однако в 1890 г. почтовая автономия была упразднена. После вступления на престол Александра III, с подачи генерал-губернатора Ф.Л. Гейдена в 1882 г., была создана комиссия по кодификации местного законодательства для того, чтобы унифицировать финское право в соответствии с общеимперскими нормами и тем самым серьезно ограничить автономию Княжества. Влиятельные партии и Сейм выступили против этих действий России, и работа комиссии была прервана.
Подводя итог, можно сказать, что почти за три четверти девятнадцатого столетия, будучи автономным «государством» в составе другого, Финляндия смогла нарастить экономический потенциал, улучшить условия жизни и создать предпосылки для отделения от империи и дальнейшего самостоятельного процветания и обогащения. Следовательно, причинами выхода из состава России можно считать постепенное увеличение объема реальной самостоятельности: местные власти смогли поднять экономику страны на более высокий и в целом на новый уровень, разработать свою систему законодательства, которая отвечала бы вопросам времени и эпохи в общем. В результате за период, составляющий чуть больше одного столетия, мы можем наблюдать динамику развития Финляндии. В начале XIX в. перед нами княжество, население которого и не имело в своем лексиконе термина «государство», и уже в первой четверти XX в. мы можем наблюдать действительно сильное государство, способное к самостоятельному благоденствию.
1. Balandin S.B. Prisoedinenie Finlyandii k Rossiyskoy imperii. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prisoedinenie-finlyandii-k-rossiyskoy-imperii.
2. Manifest Aleksandra 1 ot 20 marta 1808 g. «O prisoedinenii Finlyandii». URL: https://doc.histrf.ru/19/manifest-o-prisoedinenii-finlyandii/.
3. Nekrasov E.V. Vopros o gosudarstvenno-pravovom statuse Velikogo knyazhestva finlyandskogo v sostave Rossiyskoy imperii v dorevolyucionnoy otechestvennoy istoriko-pravovoy mysli. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vopros-o-gosudarstvenno-pravovom-statuse-velikogo-knyazhestva-finlyandskogo-v-sostave-rossiyskoy-imperii-v-dorevolyutsionnoy/viewer.
4. Tammerforsskiy manifest («Krasnyy manifest») finskogo proletariata. URL: https://rus-sov-istoria-enc.slovaronline.com/17427-TAMMERFORSSKIY%20MANIFEST.
5. Elinskiy V.I., Shagaev V.A. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava: epoha monarhii. Ch. I: Slovar'. M.: RTU MIREA, 2019.
6. Elinskiy V.I., Shagaev V.A. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava: epoha monarhii. Ch. II: Slovar'. M.: RTU MIREA, 2020.