from 01.01.2019 until now , Russian Federation
BBK 67412 Международное право
Izuchenie mezhdunarodnogo prava nevozmozhno bez ponimaniya prirody ego sub'ektov vvidu togo, chto imenno oni yavlyayutsya istochnikami formirovaniya opredelennyh mezhdunarodno-pravovyh otnosheniy, kotorye, v svoyu ochered', pozvolyayut sub'ektam mezhdunarodnogo prava realizovyvat' svoi prava i ispolnyat' obyazatel'stva. Sub'ekty mezhdunarodnogo prava ne tol'ko sozdayut normy mezhdunarodnogo prava, no i yavlyayutsya garantom ih soblyudeniya. Aktual'nost' dannoy temy obuslovlena tem, chto v ney issleduyutsya protivorechivye teoreticheskie aspekty pravovoy prirody sub'ektov mezhdunarodnogo prava.
mezhdunarodnoe pravo, sub'ekty mezhdunarodnogo prava, mezhdunarodnaya pravosub'ektnost'
Ввиду того, что толкование термина «субъект международного права» неразрывно связано с анализом предмета международно-правового регулирования, в традиционном понимании (где международное право — это инструмент, средство урегулирования международных отношений) сложилось мнение, что претендовать на статус международной правосубъектности могут исключительно участники международных отношений [1, 32]. В то время как общетеоретическая дефиниция термина «субъект права» сопряжена с раскрытием факта субъективного участия в отношениях, урегулированных нормами той или иной отрасли права, субъекту международного права характерен особый, нетипичный статус.
Данный подход к термину «субъект международного права» позволяет взглянуть на субъекты международного права как на самостоятельных участников международных отношений, свободно реализующих свои субъективные права и обязанности. Данное положение отражает мысль о том, что способность субъекта участвовать в отношениях, урегулированных соответствующими нормами международного права, не является главной чертой субъекта, а определяется как одна из предпосылок возникновения статуса субъекта международного права.
Существует другой подход к пониманию термина «субъекты международного права», где субъектами международного права являются наделенные определенными правами и обязанностями активные участники международных отношений — акторы. Слово «актор» образовано от латинского «actor» и означает: «действующий, приводящий в движение» [2, 59]. Анализируя приведенное трактование, можно сделать вывод, что ключевой характеристикой субъекта международного права признается его фактическая возможность участвовать в международных правоотношениях, реализуя свои права и обязанности, быть их активной стороной.
По мнению Н.Н. Меньшиной, «субъект международного права — это носитель международных прав и обязанностей, возникших в соответствии с общими нормами международного права либо международно-правовыми предписаниями» [3, 46]. Автор данного определения не учитывает факт активной реализации субъектом своих прав и обязанностей, делая акцент не на возможности непосредственной реализации субъектом своих прав и обязанностей, а на их возникновении в соответствии с соответствующими источниками международного права.
Анализируя точки зрения отечественных правоведов относительно содержания термина «субъект международного права», наиболее оптимальной формулировкой представляется та, которая отражает не только обладание субъектом определенных прав и обязанностей, но и содержит в себе указание на возможность активной реализации субъектом своих прав и обязанностей в соответствии с принципами и нормами международного права.
Государство как важнейший элемент системы международных отношений является основным, доминирующим субъектом международного права ввиду того, что оно не только определяет порядок, принципы и формы международно-правового взаимодействия, но и потому, что правосубъектность всех прочих субъектов международного права реализуется через построение и реализацию взаимодействия с государствами.
Народы и нации, борющиеся за свое самоопределение как субъекты международного права, могут участвовать в международных правоотношениях через свои органы, сформировавшиеся в ходе борьбы за самоопределение и независимость. Статус народов (наций) в качестве субъектов международного права базируется на принципе самоопределения народов (наций).
Отличительной чертой государственно-подобных образований выступает тот факт, что у них отсутствует какой-либо из фундаментальных признаков государства. В качестве примера государственно-подобных образований можно привести Ватикан и существовавшие в середине XX в. в Европе «вольные города» Данциг и Фиуме.
Признаки субъекта международного права — это его существенные свойства, позволяющие в соответствии с принципами и нормами международного права иметь, реализовывать, охранять принадлежащие субъекту права, защищать нарушенные права, исполнять определенные обязательства, а в случае неправомерных действий (или бездействия) нести ответственность [4, 91–96].
Нормы, созданные вопреки согласованию воли субъектов международного права, правоотношения, возникшие на их основе, являются противоправными и не подлежат защите международного права [5, 32–42]. Данное положение также отражает природу субъектов международного права, раскрывая как их способность быть участником создания норм международного права, так и тот факт, что, несмотря на внешнюю обособленность, деятельность субъектов международного права опирается на соответствующие договоренности, «согласование воли». Действительно, сложно говорить о том, что нормы международного права, противоречащие согласованной воли субъектов международного права, могут стать основой международных отношений. Способность участвовать в создании согласительных норм международного права, возникающих на основе свободного волеизъявления их создателей, — важнейший признак субъекта международного права.
Изучая различные подходы к пониманию термина «субъект международного права», можно обнаружить, что большинство правоведов высказывают мнение, согласно которому нормы международного права выступают в качестве основы деятельности субъектов международного права, характеризуя участников международных отношений не только как обладателей права международного правотворчества, но и как исполнителей, гарантов выполнения соответствующих международных обязательств.
Однако данное положение можно назвать катализатором дискуссий о международно-правовом статусе индивида. Далеко не все исследователи-правоведы придерживаются того мнения, что человек (индивид) является субъектом международного права, ввиду того что ему несвойственны некоторые признаки, которые традиционно считаются основными характеристиками субъекта международного права. Существует мнение, что субъектом международного права может являться любой субъект, несущий права и обязанности, возникшие из международно-правовых норм, следовательно, к субъектам международного права относятся физические, юридические лица, а также транснациональные корпорации. В противовес данной точке зрения приводится суждение, что субъектами международного права могут считаться только те участники международных отношений, которые на основе согласованной воли вырабатывают и выражают нормы международного права.
Таким образом, анализ различных подходов к пониманию термина «субъект международного права», существующих оснований классификации субъектов международного права и выявление их отличительных признаков позволяют сделать вывод о том, что правовая природа современных субъектов международного права является одной из ключевых дискуссионных проблем международного права. Понимание природы субъектов международного права в современном мире существенно трансформировалось, изменения продолжаются и сейчас, что объясняется природой международных отношений. Данный вопрос остается актуальным, и, несмотря на многообразие точек зрения на различные аспекты правовой природы субъекта международного права, несомненным и неоспоримым остается тот факт, что субъект международного права — важнейший участник международно-правовых отношений, являющийся не только инициатором международного правотворчества, но и гарантом обеспечения принятых положений.
1. Ignatenko G.V., Tiunov O.I. Mezhdunarodnoe pravo. M., 1999.
2. Dvoreckiy I.H. Latinsko-russkiy slovar'. M., 1976.
3. Men'shenina N.N. Mezhdunarodnoe pravo: uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2016.
4. Fedorov R.V. Nekotorye dovody v podderzhku idei o neobhodimosti priznaniya mezhdunarodnoy pravosub'ektnosti za transnacional'nymi korporaciyami // Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2019. № 1(54).
5. Anisimov L.N. Priroda norm mezhdunarodnogo prava // Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal. 2010. № 3(21).