BBK 673 История права
V dannoy stat'e podnimaetsya vopros ob istoriko-pravovyh aspektah primeneniya i otmeny smertnoy kazni sredi pravyaschih krugov i zakonodateley v SSSR i Rossiyskoy Federacii, a takzhe vseh sloev naseleniya nachinaya so vremen antichnosti. V chastnosti, rassmatrivaetsya, chto samo po sebe lishenie zhizni v kachestve nakazaniya mnogomernoe i spornoe yavlenie, mnenie o kotorom menyalos' po mere razvitiya chelovechestva. V stat'e takzhe provoditsya analiz izmeneniya instituta smertnoy kazni na osnove pravovyh dokumentov.
institut smertnoy kazni zakonodatel'nye organy, pravovye dokumenty, SSSR, Rossiya
Такое наказание, как смертная казнь, является во многом противоречащим методом санкций. С одной стороны, это возможность покарать виновных и показать последствия неправомерных дел для общества. Смертная казнь в своем понимании, как писали древние греки, означает следующее: «Смерть — это конец, а смерть из-за наказания — это урок для людей и проклятие для государства». Прежде чем перейти к обозреванию с правовой точки зрения, следуют сначала рассмотреть данный метод с философской стороны.
В период античности для общества смертная казнь не являлась чем-то диким, о чем свидетельствует культура и менталитет описанный в книгах того времени. В современное время еще существуют страны, где применяется смертная казнь, например, Северная Корея, но о ней немного позже.
Активно смертная казнь как высшая степень наказания была распространена в средневековье, где она часто применялась и за мелкие проступки, как кража или оскорбление человека, который выше тебя чином или рангом.
Религия (а именно церковь) также сыграла ключевую роль в развитии смертной казни как распространенного метода кары к людям, особенно к лицам женского пола, стоило заподозрить женщину в колдовстве, как в большинстве случаев дело заканчивалось костром.
Введение в какой-либо стране смертной казни противоположно влияет и на внутреннее политическое устройство государства.
Многие правоведы, философы и историки размышляют о том, что данное введение — дело не от большого ума, а безысходность правителей и их законов, которые не могут должным образом регламентировать жизнь государства.
В современном мире, а именно в Северной Корее, в которой смертная казнь осуществляется, люди не боятся последствий за совершение того или иного поступка.
Так, совершенно недавно вышел знаменитый сериал «Игра в кальмара», который официально запрещен в Северной Корее, так как исходит от капиталистической страны агрессора и врага — Южной Кореи, но это не остановило людей, для того чтобы нелегально распространять данный материал. Некоторые члены из группы лиц по новостям, дошедшим из газет Северной Кореи, являлись несовершеннолетними. В итоге к некоторым из них была применена высшая степень наказания — смертная казнь, что подтверждает: данное введение является лишь методом запугивания и ограничения свободы населения.
На протяжении истории Российской империи смертная казнь регламентировалась всеми уголовно-правовыми актами — Сводом законов Российской империи, Уложением о наказаниях 1845 г. и Уголовным уложением 1903 г.
Во время Февральской революции 1917 г. были предприняты попытки отмены смертной казни, что в конечном итоге получилось, однако спустя некоторое время она снова была введена на фронте для поддержки воинской дисциплины в рядах армии. Не последнюю роль сыграл Лавр Георгиевич Корнилов, недовольный положением на фронте и получивший одобрение Александром Федоровичем Керенским на проведение расстрелов за предательства и разбой после телеграммы Временному правительству, в которой говорилось: «Я заявляю, что если правительство не утвердит предлагаемых мною мер и тем лишит меня единственного средства спасти армию и использовать ее по действительному ее назначению защиты Родины и свободы, то я, генерал Корнилов, самовольно слагаю с себя полномочия главнокомандующего» [1].
Во время проведения II Всероссийского Съезда Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов был принят декрет об отмене введенной смертной казни на фронте: солдаты и офицеры, находящиеся под арестом за «политические преступления», были освобождены [2]. Однако 5 сентября 1918 г. в связи с принятием постановления СНК РСФСР «О красном терроре» [3] смертная казнь была снова восстановлена для борьбы с контрреволюционерами и спекулянтами, связанными с белогвардейскими организациями, а также для укрепления власти Правительства. Касаемо другого постановления, принятого ВЦИК и СНК РСФСР от 17 января 1920 г., смертная казнь была вновь отменена, но уже 4 мая того же года в приказе Реввоенсовета Республики революционные военные трибуналы были наделены правом исполнения смертной казни расстрелянием [4]. В период с 1918 по 1921 г. многие уголовные дела, приводившие к высшей мере наказания, были сфабрикованы (примером может служить дело «Петроградской боевой организации В.Н, Таганцева», в результате которого массовому расстрелу были подвержены 103 человека из кругов творческой интеллигенции).
От 27 июня 1922 г. декретом ВЦИК был принят запрет на смертную казнь в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, и беременных женщин. В УК РСФСР 1922 г. был введен полноценный перечень преступлений, предусматривающих осуществление высшей меры наказания: контрреволюционные преступления, преступления против порядка управления, должностные преступления, использование религиозных предрассудков общества для свержения социалистического режима, кулачество, побег красноармейца, шпионаж и способствование пересечению государственной границы. Смертная казнь в эти годы применялась во внесудебном порядке [5].
8 апреля 1935 г. был принят закон «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», согласно которому смертной казни подвергались лица, достигшие двенадцати лет, за совершение преступлений в виде убийства, похищения, пыток и т.д. Оный декрет аргументировался «исключительно педагогическим значением, способным подавить хулиганствующих детей» [4].
Апогеем применения смертной казни стала эпоха Сталинских репрессий, а именно период Большого террора, длившегося целый год, начиная с 1937. Именно тогда НКВД СССР было вынесено более шестисот тысяч смертных приговоров [6].
Указом Президиума ВС СССР от 26 мая 1947 г. смертная казнь была отменена, однако спустя три года, 12 января 1950 г., выходит указ о применении смертной казни по отношению к изменникам Родины, шпионам и диверсантам.
30 апреля 1954 г., согласно указу Президиума Верховного Совета СССР, смертная казнь распространилась на лиц, заранее запланировавших и совершивших убийство при наличии отягчающих обстоятельств [7]. Позже КГБ СССР на основании принятого августом 1955 г. решения Президиума ЦК КПСС ввело указ, при котором родственникам казненного сообщалось, что он был приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей и скончался в местах заключения от безызвестной причины.
С 1960 по 1991 г. смертная казнь назначалась по установленным окончательным нормам УК РСФСР [5].
Российская Федерация
Во время окончания Перестройки, начиная с конца 1980-х гг., Россия встала на путь сокращения применения смертной казни. В 1992 г. казнено было только 18 человек (159 были приговорены), в 1997 уже ни одного. Конституция Российской Федерации 1993 г. определяла, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных.
Сокращение применения смертной казни
В 1996 г. Россия вошла в Совет Европы и по обязательству вступления подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. 16 мая 1993 г. Президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».
2 февраля 1999 г. Конституционный суд РФ вынес Постановление № 3-П, в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Данный запрет имел временный и исключительно технический характер, отчего вопрос о смертной казни нельзя было назвать полностью решенным, поскольку ее применение закреплено в Уголовном кодексе РФ в ст. 44 и 59.
После вступления в силу с 1 января 1997 г. Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) взамен ранее действовавшего Уголовного кодекса РСФСР в России значительно сокращен перечень преступлений, видом наказания за которые могла быть назначена смертная казнь. Согласно ч. 1 ст. 59 УК РФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь [8].
На сегодняшний день УК РФ содержит 5 статей, предусматривающих наказание в виде смертной казни:
– Статья 105 «Убийство»;
– Статья 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»;
– Статья 295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»;
– Статья 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»;
– Статья 357 «Геноцид».
Единственным видом смертной казни в России является расстрел. Смертная казнь не может применяться по отношению к женщинам, а также к мужчинам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет или достигшим возраста более 65 лет. В порядке помилования смертная казнь заменяется пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.
Этический аспект смертной казни
Феномен применения смертной казни имеет довольно дуалистическую природу: с одной стороны, подобного рода наказание за то или иное совершенное деяние первостепенной целью ставит уменьшение уровня преступности в государстве собственным устрашающим действием, с другой, воспринимается как нравственный акт, представляющий собой справедливую кару для зачастую отнявшего чью-либо жизнь преступника. Перечисленные аргументы, составляющие тезаурус основоположника смертной казни, имеют место, несмотря на собственную иррациональную структуру, исключительно в сложившемся исторически-культурном опыте России и соответственно генетически обусловливаются на периферии укрепляемых меж поколений обычаев, зародившихся еще во времена развивающегося под влиянием индоевропейских культур язычества на Древней Руси (позднее, после принятия христианства и подавления тотемистических идеалов славян, убийство в виде мести за иного убиенного, буквализация догмы «око за око», получило более широкое распространение).
Так или иначе, из вышеописанного резонно возникает этическое противоречие: если общество существует по принципу «каждое живое существо имеет право на жизнь» (что как раз абсурдно укладывается в рамки оправдания смертной казни), но в нем легализована смертная казнь, значит, иной человек (судья или палач) наделяется правом лишать жизни преступника, совершившего то или иное деяние, за которое законодательно предусматривается подобная мера наказания, из чего вытекает, что право на жизнь любого обесценивается в рамках государства, в коем практикуется применение смертной казни. Значит, в призме общепринятых этических норм смертная казнь не имеет логического оправдания, отчего ее нравственный аспект полностью аннигилируется.
Анализируя вышеизложенные тезисы, можно сделать вывод о том, что смертная казнь, в отличие от кажущегося менее гуманного контроля над рождаемостью, не способна контролировать рост преступности в связи со своей социальной природой, когда большинство преступлений совершается исключительно из-за социопатических и психопатических наклонностей личности.
Альтернатива смертной казни
Альтернативой смертной казни выступает пожизненное заключение без права условно-досрочного освобождения (за тяжкие преступления) или заключение на неопределенный срок (зачастую от тридцати лет лишения свободы). Термин пожизненного лишения свободы понимается по-разному в различных странах, включая: заключение на определенное количество лет, приговор, предусматривающий отбытие срока в местах лишения свободы, после которого рассматривается возможность освобождения заключенного, и лишение свободы до наступления физической смерти заключенного без возможности помилования.
Этически обоснованное право на жизнь любого человека в данном случае не нарушается, однако возникает проблема уже экономического характера, ведь пожизненно осужденный в течение отбывания срока в местах лишения свободы обеспечивается камерой, одеждой, средствами гигиены, продуктами, все это оплачивается из налогов законопослушных граждан. Единственный вклад, который осужденный может внести в благополучие своего государства — это работа. В большинстве колоний заключенные имеют возможность производить разные товары, предназначенные как для нужд самого учреждения, так и для иных коммерческих предприятий, так как любая организация вправе заказывать вещи, сделанные арестантами. Например, по данным ФСИН за 2018 г., благодаря труду заключенных получилось заработать более тридцати трех миллиардов рублей (подобное имеет место и в колониях особо строго режима, как в «Черном дельфине» или «Полярной сове»).
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что пожизненное наказание и экономически выгодно для государства, и этически оправдано по меркам общественной нравственности.
1. Mal'cev N.S. Pravovoe regulirovanie smertnoy kazni v SSSR // Vestnik Kaluzhskogo universiteta. Uchrediteli: Kaluzhskiy gosudarstvennyy universitet im. K.E. Ciolkovskogo. 2018. № 2. S. 11–14.
2. Bedneyshee krest'yanstvo — soyuznik proletariata v Oktyabr'skoy revolyucii. M.: Gospolitizdat, 1958. S. 25.
3. Internet-sayt «Akademik» — smertnaya kazn' v Rossii — eto... Chto takoe Smertnaya kazn' v Rossii? URL: http://dic.academic.ru.
4. Chesnokova O.A., Yurtaev D.A. Problema smertnoy kazni v sovremennyh usloviyah // Nauka sredi nas. 2018. № 1. S. 371–376.
5. Ugolovnoe pravo Rossii. Obschaya chast' pod red. V.N. Kudryavceva, V.V. Luneeva, A.V. Naumova. 2 izd., pererab. i dop. M.: Yurist', 2006.
6. Kostyaev E.V. Potresov A.N. i ego edinomyshlenniki. Vyrabotka vesnoy i letom 1917 goda osnov «oboroncheskoy» platformy v otnoshenii pervoy mirovoy voyny // Simbirskiy nauchnyy vestnik. 2013. № 2. S. 17–24.
7. Ugolovnyy kodeks RSFSR v red. Zakona RSFSR ot 25 iyulya 1962 g.; v red. ot 1 iyunya 1922 g.
8. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ (red. ot 1 iyulya 2021 g.) (s izm. i dop., vstup. v silu s 1 dekabrya 2021 g.).
9. Internet-sayt «REF365.RU» — Smertnaya kazn' v Staroy Rusi.
10. Chesnokova O.A., Yurtaev D.A. Problema smertnoy kazni v sovremennyh usloviyah // Nauka sredi nas. 2018. № 1. S. 371–376.