BBK 67409 Исправительно-трудовое право (пенитенциария)
V dannoy stat'e rassmatrivayutsya narusheniya prav nesovershennoletnih detey, kotorye otbyvayut nakazanie v mestah lisheniya svobody. Takzhe rech' idet o narushenii prav na pervonachal'nyh etapah doznaniya i sledstviya. Cel'yu napisaniya stat'i yavlyaetsya vyyavlenie prichin dannogo narusheniya i ih puti resheniya.
prava nesovershennoletnih zaklyuchennyh, zaschita prav rebenka, narushenie prav nesovershennoletnih
Защита прав ребенка — одна из важнейших задач любого цивилизованного государства. Политика в данной сфере основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего, а также создает условия для охраны и защиты этих прав.
Государство призвано защищать права детей на всей территории, включая места отбывания наказания, однако следует отметить, что факты нарушения прав несовершеннолетних в данных учреждениях исполнения наказания имеют место быть. Об этом могут свидетельствовать жалобы, поступающие к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, сюжеты государственных теле- и радиокомпаний и другие источники. Также о наличии данной проблемы может свидетельствовать показатель рецидива преступлений среди лиц, отбывших первое наказание в колониях для несовершеннолетних.
Несомненно, нарушение естественных и неотъемлемых прав любого человека является недопустимым, но когда речь заходит о несовершеннолетних, то мы должны понимать, что речь идет о будущем государства. Невозможно преуменьшить значение системы исполнения наказания и условий несовершеннолетних, так как она должна быть направлена в первую очередь на исправление осужденного, служить этапом трансформации его личности в сторону формирования законопослушного гражданина.
Существующие проблемы, связанные с нарушением прав несовершеннолетних в местах отбывания наказания, являются возможным следствием специфики рассматриваемого контингента. Первоначальный контакт ребенка с системой уголовного правосудия оставляет неизгладимый отпечаток. Об этом может свидетельствовать рецидив преступлений среди лиц, отбывших первое наказание в колониях для несовершеннолетних или присущее девиантное поведение после наступления совершеннолетия. В связи с этим считаем целесообразным рассмотреть такую актуальную для государства проблему, как нарушения прав несовершеннолетних заключенных в местах лишения свободы.
В первой статье Конвенции о правах ребенка говорится, что ребенок — каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста, права которого не должны быть нарушены [1].
Сперва необходимо обратиться к нормативно-правовой базе, регулирующей права несовершеннолетних. На сегодняшний день действует большое количество нормативно-правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних лиц. Так, с 1993 г. по настоящее время принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая нормы международного права, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие.
Права несовершеннолетних нарушаются на всех стадиях уголовного судопроизводства, в том числе и на первоначальной.
Конвенция ООН «О правах ребенка» предусматривает необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств [1]:
а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство;
б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления правом, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;
в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием для получения им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;
г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;
е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;
ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 16, 19, 32–34, 37 Конвенции). Международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить такие, как:
– осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
– формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
– содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества;
– соответствие международным стандартам в области защиты прав детей — демократический характер, гуманность, справедливость и гласность в деятельности органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних;
– законодательное обеспечение прав ребенка;
– государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
– установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
– ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
– государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
В свою очередь, государство должно брать на себя обязанность по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка как на этапе ареста, так и до его попадания, нахождения и освобождения из мест лишения свободы.
Так, при осуществлении процедуры задержания несовершеннолетнего лица сотрудник правоохранительных органов должен уважать интересы гражданина, не допускать произвольного нарушения его личных прав и, учитывая специфику субъекта, уметь своим поведением не навредить юному лицу.
В случае применения силы при задержании или ареста несовершеннолетнего уровень этой силы должен быть минимален и учитывать возрастную категорию подвергнутого данной процедуре, кроме исключительных случаев. Применение специальных средств, например наручников, следует минимизировать, за исключением случаев необходимой защиты других лиц и самого ребенка от нанесения вреда.
В особенности к несовершеннолетнему не должно допускаться унижающего его достоинство обращения, так как в данном возрасте возможно формирование отрицательной мотивации личности в отношении правоохранительных органов, закона и государства в целом. В случае задержания и доставления несовершеннолетнего в отдел правоохранительного органа, например на транспортном средстве, должна быть обеспечена его безопасность. Международные стандарты предусматривают раздельную транспортировку несовершеннолетних и совершеннолетних в отдел правоохранительного органа. Вероятно, это необходимо, чтобы исключить влияние взрослых на детей, запугивание или причинение им вреда. Однако данное предписание тяжело реализуемо на практике в силу объективных причин. Частичным решением данной проблемы могло бы быть непосредственное сопровождение сотрудником правоохранительного органа несовершеннолетних лиц в транспортном средстве, а также привлечение психолога.
Говоря о международных стандартах, правилах и нормах в сфере защиты детей (несовершеннолетних), следует в обязательном порядке обратиться к Пекинским правилам, которые уточняют базовые стандарты защиты ребенка на всех стадиях отправления уголовного судопроизводства [2]. К ним относятся:
– презумпция невиновности;
– право на информирование о всех обвинениях;
– право на молчание;
– право на адвоката;
– право на присутствие родителя или опекуна;
– право на очную ставку со свидетелем и на перекрестный допрос свидетелей;
– право на апелляцию в инстанцию следующего уровня.
Очень важным как для предварительного следствия, так и для самого допрашиваемого является такое следственное действие, как допрос, ведь это тяжелое с психологической точки зрения мероприятие для всех его участников.
На допросе несовершеннолетний пользуется теми же правами, что и совершеннолетнее допрашиваемое лицо. Существует несколько правовых ограничений для следственных органов, которые связаны с проведением следственных действий в отношении несовершеннолетних. Например, время допроса сокращено, обязательно присутствие психолога и т.д. Сама тактика проведения следственных действий и, в частности, допроса весьма специфична. Не должно быть давление и унижения в процессе проведения допроса несовершеннолетнего, а также ущерба для его психоэмоционального состояния. Пекинские правила гласят, что ущербное обращение с ребенком может быть выражено в виде грубой формы словесного обращения и физического насилия. Также это означает любой потенциальный ущерб, который может быть нанесен в результате контакта ребенка с законом как с таковым. Несовершеннолетний имеет право выражать свое мнение в суде. Такое право предусмотрено ст. 12 Конвенции ООН «О правах ребенка» [1]. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим интересы ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.
Зачастую нарушение прав несовершеннолетнего в большей мере приходится на пенитенциарные учреждения. Здесь имеет место насилие, жестокое обращение, оскорбление и остальные виды нарушения прав ребенка, что неприемлемо для государства. Следует учитывать, что данные нарушения могут совершаться как со стороны таких же несовершеннолетних, отбывающих наказание, так и со стороны администрации исправительных учреждений.
Обращаясь к пенитенциарной криминологии нельзя не обратить внимание на то, что ученые и сотрудники исправительных учреждений едины во мнении, что общий порядок, психологический и эмоциональный фон в колониях для несовершеннолетних намного сложнее, чем в аналогичных учреждениях для совершеннолетних преступников. Это обуславливается спецификой контингента, его психофизиологической незрелостью. Большая часть заключенных несовершеннолетних осуждены за корыстные и насильственные преступления, что также обусловлено их возрастом. Возраст также является и причиной пренебрежения нормами права, а уж тем более правами человека (в данном случае сверстников). Ниже представлена статистика тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними (рис. 1).
Одной из негативных особенностей учреждений, где отбывают наказание несовершеннолетние, является процветание в них криминальной субкультуры, которая также является инструментом регулирования отношений между заключенными, а также способом нарушения прав лиц, которые либо занимают определенные ступени в этой иерархии, либо в целом не принимают ее.
По официальной статистике, в регионах доля несовершеннолетних заключенных, чьи права нарушены в колониях, превышает 20 процентов. Ситуация с соблюдением прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы не может быть оценена как благополучная. Из ряда регионов поступает информация о применении в отношении осужденных жестокого и унижающего обращения. У подростков в таких условиях вырабатывается криминогенная мотивация. Все кроется в психологических особенностях каждого ребенка. Как следствие — это неуверенность в себе, и из этого появляется нужда утверждаться за счет других. В колонии была и остается актуальной проблема насилия.
Со стороны администрации может иметь место применение насилия, унижение словом или делом малолетних преступников. Такие действия нарушают принцип 9 Декларации прав ребенка [3], что является недопустимым для взрослых, под присмотром которых находятся дети. Даже не подразумевая, администрация нарушает статью 7, 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Некоторые действия, направленные в сторону ребенка, ставящие перед собой цель поставить на место, заканчиваются нарушением его прав и нарушением его психического здоровья, что является неприемлемым с точки зрения закона. С другой стороны, возможно, в данный момент в системе исполнения наказаний существует нехватка квалифицированных кадров, которые имели бы специальные знания и навыки для работы с подобным контингентом.
Рис. 1. Динамика тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных лицами до 18 лет
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что проблема, связанная с нарушением прав несовершеннолетних в местах отбывания наказания, является частной, общей проблемой является нарушение прав человека при исполнении наказания вне зависимости от возраста. В данном случае речь идет о такой сложной с психофизиологической точки зрения возрастной группе преступников, как несовершеннолетние. Сложной для применения мер воспитания и исправления данная группа является в силу особенностей психики, развития и др. Ошибки при исправлении несовершеннолетнего преступника неминуемо влекут за собой рецидив преступлений в старшем возрасте. Модель поведения представителей администрации воспитательного учреждения, где несовершеннолетний отбывает наказание, связанная с нарушением прав, формирует у него такое же негативное отношение к правам человека в частности и к закону в общем. В свою очередь, наличие криминальной субкультуры в таких местах лишения свободы лишь усиливает антагонизм несовершеннолетнего к нормам права, в том числе касающихся прав человека.
Основными шагами на пути решения обозначенной проблемы могут являться:
– совершенствование кадрового состава учреждений, где содержатся несовершеннолетние преступники, то есть осуществление специальной подготовки таких кадров в высших учебных заведениях (ведомственных);
– обновление существующих методик перевоспитания несовершеннолетних преступников с учетом современного развития общества;
– установление первоочередной задачей не наказание, а исправление несовершеннолетнего преступника;
– выявление и привлечение к ответственности лиц из числа администрации учреждений за нарушения прав и свобод несовершеннолетних в случае установления превышения должностных полномочий и совершения иных противоправных действий;
– противодействие развитию криминальных субкультур в местах лишения свободы для несовершеннолетних.
1. Konvenciya o pravah rebenka (odobrena General'noy Assambleey OON 20 noyabrya 1989 g.) (vstupila v silu dlya SSSR 15 sentyabrya 1990 g.).
2. Minimal'nye standartnye pravila OON, kasayuschiesya otpravleniya pravosudiya v otnoshenii nesovershennoletnih, 1985 g. (Pekinskie pravila) (prinyaty rezolyuciey 40/33 General'noy Assamblei ot 29 noyabrya 1985 g.).
3. Deklaraciya prav rebenka (prinyata rezolyuciey 1386 (HIV) General'noy Assamblei OON ot 20 noyabrya 1959 g.).
4. Vseobschaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata General'noy Assambleey OON 10 dekabrya 1948 g.).
5. Fedorov R.V. Kriterii spravedlivosti v prave // Vestnik Rossiyskoy pravovoy akademii. 2020. № 1. S. 25–30. DOI 10.33874/2072-9936-2020-0-1-25-30.