BBK 67 Право. Юридические науки
V stat'e analiziruyutsya normy Konstitucii RF po voprosam antikorrupcionnoy deyatel'nosti, daetsya ocenka sootvetstviya Nacional'noy strategii protivodeystviya korrupcii novell Konstitucii RF.
Konstituciya RF, korrupciya, antikorrupcionnaya deyatel'nost', federal'nyy zakon, konvenciya.
По данным Transparency International — международного антикоррупционного движения, Россия за 2020 г. в индексе восприятия коррупции набрала 30 баллов и заняла 129 место [1, 74–75]. Основные угрозы коррупции перечислены в Конвенции ООН об ответственности за коррупцию (например, коррупция является серьезной угрозой социальному равенству и справедливости, верховенству закону, демократии, препятствует экономическому развитию и т.д.) [2]. Данные угрозы, несомненно, являются конституционно значимыми целями, а это означает, что вопросы конституционно-правового обеспечения противодействия коррупции относятся к вопросам защиты конституционного строя России [3].
В статье 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» прописано положение о том, что Конституция РФ является одной из правовых основ противодействия коррупции [3, 32]. В Основном законе Н.С. Богомолов выделяет четыре типа антикоррупционных норм:
1) «ценностные» ориентиры;
2) коллизионные нормы;
3) конституционные гарантии;
4) организационные основы [4].
1. Важным положением Конституции, определяющим «ценностные» ориентиры и основы борьбы с коррупцией, являются положения статьи 1. В ней говорится, что Россия — демократическое государство и в демократическом государстве должностные лица подотчетны и контролируются народом, поэтому, по словам С.В. Ткачева: «В атмосфере прозрачности государственной власти и ответственности ее перед народом не должно быть поводов для распространения и развития коррупции, но на самом деле, к сожалению, есть ряд других признаков распространения коррупции» [5, 42]. Первая статья также говорит о том, что наша страна является правовым государством, поэтому вне зависимости от масштабов угрозы различных проявлений коррупции система антикоррупционного законодательства и механизмы его реализации должны основываться на положениях Основного закона и соответствовать его нормам [5, 43].
2. Коллизионные нормы нашли свое закрепление в положениях 15 статьи Основного закона. О.А. Дроздова и А.Б. Литовка отмечают, что «содержащиеся в положениях статьи 15 Конституции Российской Федерации коллизионные нормы определяют структуру российской правовой системы, а соответственно, и структуру антикоррупционного законодательства» [6, 1]. Четвертая часть статьи 15 признает общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации неотъемлемой частью ее правовой системы, что, само собой, относится и к антикоррупционной деятельности. Здесь важно отметить, что Россией были ратифицированы два важнейших международных документа, целью которых является борьба с коррупцией — это Конвенция ООН против коррупции и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Первая из них является универсальным международным договором, предотвращающим распространение и развитие коррупции, а вторая ставит своей целью формирование общемировой уголовно-правовой антикоррупционной политики. При разработке законодательных актов о борьбе с коррупцией наша страна берет за основу общие положения и принципы, представленные в указанных выше международных правовых актах [3, 43]. Однако стоит отметить, что Россия так и не ратифицировала статью 20 («Незаконное обогащение») Конвенции ООН против коррупции. Полагается, что данная статья не соответствует содержанию статьи 49 Основного закона нашей страны, а это значит, что в России незаконное обогащение уголовной ответственности не подлежит. Нельзя не согласиться с мнением А.А. Иванова, который отмечает, что «в сложившейся ситуации в РФ, где чиновники разных уровней имеют дорогую недвижимость не только на территории нашей страны, но и за рубежом, а также активы и счета, записанные как на членов семьи, так и на «знакомых», задекларированные и нет, ратификация 20 статьи Конвенции является необходимой мерой для эффективной борьбы с коррупцией» [7, 31].
3. Третей группой основополагающих норм Конституции РФ, определяющих правовую и организационную основу системы законодательства о противодействии коррупции, является состав статей, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина: социальные, личные, политические и другие. Можно сказать, что есть прямое нарушение прав человека при ведении антикоррупционной деятельности, потому что денежные средства, незаконно полученные чиновниками, должны были использоваться для обеспечения граждан медицинскими, образовательными услугами и другими социальными потребностями [1, 43].
4. Как отмечает Н.С. Богомолов — «модель устройства высших органов власти, установленная Конституцией РФ, представляется достаточно коррупциогенной» [4]. Сложно не согласиться с его мнением, ведь в Конституции не в полном объеме соблюден принцип разделения властей. Именно данный принцип должен являться основной и важной антикоррупционной гарантией. Само по себе нарушение принципа разделения властей может привести к состоянию, при котором должностные лица действуют с принципом лояльности к руководству страны, а не как должно быть — в соответствии с принципом законности.
«Весной 2020 г., когда проходила агитационная компания в поддержку поправок, вносимых в Конституцию, одним из аргументов их значимости являлись нормы, вводящие в Основной закон отдельные ограничения и запреты в сфере противодействия коррупции для лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ», — отмечает О.С. Соколова [8, 2]. В текст Конституции были внесены значительные коррективы, направленные на усиление противодействия коррупции и последующее развитие всей системы антикоррупционного законодательства. Так, в Конституции теперь закреплено положение, что занимать государственные должности может исключительно гражданин, который постоянно проживает в Российской Федерации, не имеет (и не имел ранее — касается Президента РФ) гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Это требование касается всех должностных лиц государства. Возникает вопрос, как данное нововведение связано с вопросом противодействия коррупции? — Это позволит правоохранительным органам привлекать виновное должностное лицо к ответственности за коррупционное преступление, так как оно не сможет скрыться от ответственности за рубежом. Также в Конституцию в ходе внесения поправок был внесен запрет для тех же должностных лиц «открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации». По словам Василия Пискарева — председателя профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции: «Данные запреты и раньше были прописаны в законодательстве, однако теперь, после закрепления их непосредственно в Конституции РФ, они становятся нормами прямого действия, а это позволит повысить ответственность тех, кто претендует на государственные должности и укрепит антикоррупционную политику государства» [9].
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что противодействие коррупции уже не одно десятилетие входит в число самых насущных проблем российского государства и общества. А в отдельных случаях угрозы и последствия коррупционных преступлений являются серьезной национальной угрозой, поскольку влекут за собой негативные последствия для экономики, социальной сферы, способствуют деградации нравственно-правовых устоев. Поэтому очень важно обеспечить на уровне Конституции Российской Федерации и иных правовых актов, входящих в систему антикоррупционного законодательства, безусловное главенство в законодательной и правоприменительной практике принципов справедливости, неотвратимости ответственности и законности. Конституционный принцип признания, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина обязывает законодателя искать и находить новые формы конституционно-правового обеспечения и регулирования правоотношений в сфере противодействия коррупции. Примером проведения таких поисков стали поправки в Конституцию РФ 2020 г., которые должны привести к серьезным успехам государства и общества в борьбе с коррупцией и составить полноценную основу правового государства в России.
1. Rossiya v indekse vospriyatiya korrupcii. 2020. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/ (data obrascheniya: 05.12.2021).
2. Konvenciya o Grazhdanskoy otvetstvennosti za korrupciyu SED № 174 (Strasburg, 4 noyabrya 1999 g.).
3. Kozhevnikov O.A. Konstituciya i zakonodatel'stvo o protivodeystvii korrupcii v Rossiyskoy Federacii: novye grani vzaimodeystviya. 2021 № 3. S. 127–130.
4. Bogomolov N.S. Konstituciya Rossiyskoy Federacii kak pravovaya osnova protivodeystviya korrupcii. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/80513-konstituciya-rossijskoj-federacii-pravovaya-osnova-protivodejstviya-korrupcii (data obrascheniya: 05.12.2021).
5. Tkachev S.V. Konstitucionno-pravovye osnovy protivodeystviya korrupcii v Rossiyskoy Federacii // Konstitucionnoe pravo. 2020. № 8. S. 42–46.
6. Drozdova O.A., Litovka A.B. Nekotorye voprosy pravovogo regulirovaniya protivodeystviya korrupcii: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt // Konstitucionnoe pravo; municipal'noe pravo. 2010. S. 1–4.
7. Ivanov A.A. Konstitucionnye osnovy protivodeystviya korrupcii v Rossiyskoy Federacii // Konstitucionnoe pravo; municipal'noe pravo. 2016 № 4. S. 28–44.
8. Sokolova O.S. Novelly Konstitucii RF v sfere protivodeystviya korrupcii // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2020. № 6. S. 1–7.
9. Oficial'nyy internet-sayt Gosudarstvennoy Dumy Rossiyskoy Federacii. «Kak Konstituciya obespechit bezopasnost' strany». URL: http://duma.gov.ru/news/48702/ (data obrascheniya: 05.12.2021).
10. Konstituciya Rossiyskoy Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. s izmeneniyami, odobrennymi v hode obscherossiyskogo golosovaniya 1 iyulya 2020 g.).
11. Federal'nyy zakon ot 25 dekabrya 2008 g. №273-FZ «O protivodeystvii korrupcii».