BBK 67 Право. Юридические науки
V stat'e opisyvaetsya metod bor'by s korrupciey v Argentine, ee opyt po bor'be s social'no-negativnym yavleniem, a takzhe mezhdunarodnye rekomendacii po bor'be s vzyatochnichestvom, kotorye neposredstvenno predlagayutsya dlya primeneniya v Rossiyskoy Federacii.
korrupciya, metody bor'by s korrupciey, social'no-negativnoe yavlenie, vzyatochnichestvo
Большинство экспертов, которые осуществляют свою деятельность в сфере противодействия с коррупцией, уверены в невозможности избавления от данного социально-негативного явления. Основная причина такого мнения — неопределенность, нехватка информации о некоторых факторах пресечения коррупции, которые способствуют полному исчезновению данного явления. Осознавая вероятную угрозу данного социально-негативного события, международное сообщество, а также само правительство вынуждены уделять повышенное внимание данному вопросу, выработке и осуществлению мер по ликвидации данного явления, выделять дополнительное время на выработку определенных мер, которые будут нацелены на пресечение коррупции и на борьбу с данным феноменом.
В результате анализа зарубежного опыта борьбы с коррупцией была установлена схожесть применяемой антикоррупционной политики, чтобы в дальнейшем иметь необходимые знания и возможность отталкиваться от чужого опыта, а также от совершенных ранее ошибок.
В качестве примера представляется возможным привести Аргентинскую Республику, где существует своя методика по борьбе с коррупцией посредством задействования многочисленных органов государственной власти, в компетенцию которых входит пресечение коррупции.
Стоит выделить, что охват коррупции невозможно оценить, ведь этот процесс происходит в полной тени государственной экономической деятельности. Но вопреки этому, Международный индекс восприятия коррупции указывает на то, что Аргентина относится к государствам, которые активно борются со взяточничеством [1, 270–272]. Самым главным фактором решения проблемы зачастую зависит от того, какое значение коррупции придает лидер государства. Противодействие коррупции напрямую зависит от возглавляющего лидера этой страны. Так, например, в 2007 г. суд признал экс-главу министерства финансов Аргентины Фелису Миселли виновной в сокрытии незаконных финансовых махинаций, а также воспрепятствованию правосудию. В связи с чем была она приговорена к 4 годам лишению свободы [2, 106–110], эти события послужили тому, что в Аргентине были приняты важные административные решения, в том числе уголовная и политическая реформы. В результате этих преобразований были приняты нормативные акты, которые установили в первую очередь нормы этики при осуществлении государственного управления, а также дополнительно установили меры уголовной ответственности [3].
Следует подчеркнуть, что в Аргентине действуют различные органы, в задачи которых входит борьба с коррупцией: антикоррупционное бюро, главная контролирующая служба, главная аудиторская служба.
При этом Аргентина существенно отличается от других стран Латиноамериканского континента своим уникальным законодательством, где прописаны требования к публичности данных об официальных лицах, а также об учреждениях частного сектора, которые взаимодействуют с государственным бюджетом.
Кроме того, существует достаточно прочная законодательная база в области предупреждения и выявления, а также пресечения коррупции, которая включает в себя более 38 нормативно-правовых актов и иных документов правого характера [2, 106–110]. В результате международных социальных опросов, которые также были проведены и в Аргентине, совет юристов по гражданским и экономическим правам сделал выводы и дал рекомендации для повышения эффективности противодействия коррупции [4, 71–74]:
1. Изменить нормативно-правовые акты, регулирующие существующие коррупционные проблемы в государственной и общественной сфере.
2. Открыть доступ к участию гражданского общества к разработке и изменению существующего антикоррупционного законодательства.
3. Дать неприкосновенность и полную политическую защиту для действующих работников суда.
4. Обеспечить полную свободу действий работе антикоррупционных органов за счет снижения политического вмешательства и влияния.
На сегодняшний день Аргентина состоит в комитете ООН по борьбе с коррупцией, а также в иных международных конвенциях против этого явления. Примечательно, что в Аргентине существует так называемое «Кристальное правительство», которое берет свое начало в сентябре 1999 г. Смысл такого правительства заключается в том, чтобы обеспечить каждому интересующемуся гражданину максимально простой и понятный доступ в онлайн-формате к этой информации. Благодаря этому, такой формат «Кристального правительства» без каких бы то ни было трудностей и бюрократических препонов позволяет им более детально контролировать своих народных избранников.
Безусловно, борьба с рассматриваемым в настоящей статьей социально-негативным явление остается длительным процессом по решению коррупционной проблемы. Меры по ликвидации взяточничества требуют конкретных действий, а также демократической зрелости и готовности общества помочь государству побороть такое явление, как коррупция. Обращаясь к проблеме коррупции в Российской Федерации, следует отметить, что уже упомянутый выше Индекс восприятия коррупции поставил нашей стране 30 баллов, что является не самым хорошим показателем.
Государства распределяются согласно шкале от 0 до 100 баллов, где 0 означает наиболее высокую степень коррупции, в соответствии с этим 100 — наиболее низкую.
Таким образом, проведенный анализ методик борьбы с коррупцией показывает, что законодательство Российской Федерации нуждается в преобразовании, а антикоррупционное право — в более точной и подробной детализации. В России отсутствуют антикоррупционные государственные органы, которые занимались бы непосредственно пресечением взяточничества.
1. Belenova T.S., Saklakova N.V. Mezhdunarodnyy opyt bor'by s korrupciey // Molodoy uchenyy. 2019. № 47(285). S. 270–272.
2. Alferovskaya E.O. O znachenii ponyatiya «prestuplenie korrupcionnoy napravlennosti» // Zakon i pravo. 2016. № 2. S. 106–110.
3. Berlin P. Russkoe vzyatochnichestvo kak social'no-istoricheskoe yavlenie // Sovremennyy mir. 1910. № 8.
4. Smirnova V.A. Analogiya istoricheskih i sovremennyh aspektov v voprose protivodeystviya korrupcii v Rossii // Zakon i Pravo. 2015. № 1. S. 71–74.
5. Kuzyakin S.V. Protivodeystvie korrupcii: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt.
6. Skvorcova Yu.V. Mezhdunarodnye normy o protivodeystvii korrupcii v sisteme rossiyskogo prava // Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal. 2017. № 1. S. 162–169.
7. Elinskiy V.I. Analiz praktiki kriminalisticheskogo soprovozhdeniya rassledovaniya ugolovnyh del korrupcionnoy napravlennosti (po materialam sledstvennyh organov) // Otechestvennaya kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra: sbornik nauchno-prakticheskih statey. Moskva, 21 dekabrya 2020 g. / Pod obsch. red. I.M. Komarova. M.: Yurlitinform, 2020. S. 117–124.