THEORETICAL ANALYSIS OF THE CONCEPTS OF PEDAGOGICAL AND MENTORING ACTIVITY: SIMILARITIES AND DIFFERENCES
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article provides a brief theoretical analysis of the concepts of pedagogical and mentoring activities in such sciences as psychology, pedagogy, philosophy, law. Functional and substantive characteristics of these concepts, as well as similarities and differences are given.

Keywords:
pedagogical activity, mentoring, teacher and mentor competencies
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

 
Изменения социального, экономического, политического и нравственного характера в обществе рождают потребность совершенствования системы образования. На федеральном законодательном уровне совершенствование системы образования и повышение качества образования признаны приоритетными направлениями. Главной задачей Национального проекта «Образование» является создание условий для отечественной системы образования с целью повышения конкурентоспособности российского образования. Еще одной задаче ставится вхождение нашей страны в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Так, по итогам 2020 года, реализация федеральных проектов в сфере высшего образования обеспечило России 12-е место в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов. Реализация проекта 5–100, дал существенный скачок в развитии отечественной системы образования и науки: шестьдесят три наших университета вошли в мировые рейтинги высших учебных заведений, более чем на треть вырос процент публикаций российских ученых в международных базах, а доля высокоцитируемых публикаций составила по итогам 2020 года 50%.
Важнейшая роль в достижении поставленных целей, безусловно, принадлежит преподавателю высшей школы.
Проведя анализ документа «Педагог высшего и дополнительного профессионального образования» деятельность преподавателя - это сложная многоструктурная деятельность, включающая в себя несколько составляющих: образовательную, научно-исследовательскую, проектную, практическую, методическую и творческую.
Вместе с тем, в более широком смысле педагогическая деятельность – это особенное направление социальной и общественной деятельности людей, предполагающая подготовку молодого поколения к взрослой жизни в соответствии с потребностями общества. Данный вид деятельности структурирован: это деятельность и отношения в сфере педагогики, педагогическое сознание и социальные институты в сфере образования и воспитания [2].
Задачей такой деятельности может быть создание благоприятных условий для обучения, воспитания, личностного и профессионального роста обучаемых.
Проведя теоретический анализ понятия педагогическая деятельность мы обнаружили: В.И.Гинецинский приводит такое определение педагогической деятельности это «социономическя исполнительская метадеятельность» [1, с.129]. Упоминание слова «социономическая» указывает на осуществление деятельности по системе «человек – человек – социальная общность».
А.К. Маркова рассматривает педагогическую деятельность в разрезе профессиональной компетентности. Профессиональными компетенциями являются: знания и навыки в области психологии и педагогики; профессиональные педагогические навыки; особенности личности, дающие возможность овладеть профессиональными навыками и познаниями (8). Подобного мнения придерживаются также авторы Ф. Н. Гоноболин, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин [5; 1,с.103] .
Педагогическая деятельность с точки зрения эргологического подхода опирается на применении общей теории деятельности и дает возможность учесть специфичные моменты в общей структуре педагогической деятельности. Такой подход описан в трудах В.А.Якунина, Н.В.Кузьминой, А.А. Деркача, Г.А.Засобиной.
Н.В.Кузьмина считает, что общепедагогическая деятельность – это совокупность педагогических воздействий в обществе, а профессионально-педагогическая - как деятельность, формируемую государством [11]. О функциях педагогической деятельности и исследованиях анализа структуры педагогической деятельности писали З.В. Голева и А.К.Данилевич, В.И.Горовая и С.И.Тарасова[5, с.67].
Проведя теоретический анализ понятия педагогической деятельности, перейдем теперь к исследованию понятия наставничество и наставническая деятельность.
Несмотря на очевидность понимания термина наставничество, в настоящее время существует несколько определений этого феномена, при этом в различных дисциплинах и отраслях это определение трактуется по-разному, что указывает на междисциплинарный подход в исследованиях.
В настоящее время в России наставничество рассматривается такими науками как: психология (К.В. Колесниченко, Д.А.Чарина, Е.А.Климов), педагогика (С.Г. Антипин, И.В. Круглова, А.В. Бабаян, А.Н. Плотников, Е.А. Черникова), философия (Л.В.Лебедева) и рядом других, также исследованию феномена наставничество посвящены работы в области кадровой политики на государственной службе.
Передача опыта и знаний от более старшего к молодому, не имеющему познаний и опыта о мире в общем, а также в профессиональной сфере и отдельной области знаний в частности – это в широком смысле и есть наставничество [2, с.8].
В педагогических исследованиях - наставническая деятельность - это долгий, разбитый на этапы целенаправленный процесс формирование личности и кругозора молодого педагога, способствующий его профессиональной адаптации и профессиональному становлению» [3], а отношения в системе наставник - молодой специалист как на особый тип взаимоотношений со значимым другим - профессионалом, также наставничество является одним из факторов и средств продуктивного профессионального становления специалистов [9, с.12].
В философии наставническая деятельность определяется как специфическая форма межличностного взаимодействия, здесь исследуется воздействие личности наставника на формирование личности молодого специалиста [10, с.12].
В психологических науках наставничество исследуется через развитие наставника как субъекта труда. По мнению Е.А.Климова, наставничество - высшая стадия (уровень) развития специалиста. Автор отмечает, что этой стадии способны достичь не все опытные работники, поскольку на этой стадии работник является не только превосходным профессионалом в своей отрасли, но превращается в Учителя, способного передать свой опыт и мастерство ученикам [2, с.43-45], также наставничество рассматривается как процесс передачи знаний и оказания поддержки в контексте социальной ситуации развития взрослеющего человека - наставник как «значимый другой» [15, с.23]. Имеются труды исследующие отношения в системе наставник - молодой специалист как особый тип взаимоотношений со значимым другим – профессионалом, где наставничество является одним из факторов и средств продуктивного профессионального становления специалистов [9].
Вместе с тем в системе понятий педагогики и психологии важное место занимает понимание его субъектов. К ним можно отнести педагога и наставника. В современных научных исследованиях сравнения подобного рода отсутствуют. Автором настоящей статьи будет сделана попытка провести теоретический анализ и выявить сходства и различия в этих понятиях.
Безусловно, педагог и наставник – это, прежде всего, личности. В трудах отечественных психологов таких как А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов К.К.Платонов «личность» - это главная и важнейшая часть исследований .
А.Н.Леонтьев, создавший деятельностный подход, писал: личность: «…относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека». Автор считал, ядро личности - это совокупность его социальных отношений к обществу и они проявляются в многообразии занятий [7].
С позиции разработанного Леонтьевым деятельностного подхода, личность может быть понята через деятельность. А.Н. Леонтьев отмечает, что «действительный путь исследования личности заключается в изучении тех трансформаций субъекта ..., которые создаются самодвижением его деятельности в системе общественных отношений» [там же, с.181]. Согласно Леонтьеву, действие и, соответственно, деятельность характеризуется не только способами и средствами своего осуществления, но также и целями, и мотивами, ради которых оно происходит.
Другой отечественный психолог К.К.Платонов по поводу личности писал: «…личность - это человек как носитель сознания». К.К.Платонов создал концепцию динамической функциональной структуры личности. По мнению автора личность структурирована и содержит такие компоненты как направленность; опыт; личностные особенности некоторых психических процессов; свойства темперамента.
Возвращаясь к субъектам исследования, отметим, что для эффективной деятельности преподавателя важную роль играют личностные качества. Это утверждение опирается на труды таких авторов как Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.И.Щербаков и других. Так, Н.В.Кузьмина утверждает, что для эффективной деятельности педагога необходимо: понимание важности своей профессии; интерес к педагогической деятельности и предрасположенность к ней; потребность в общении и работе с детьми; педагогические способности. Педагог должен быть работоспособным, быть стойким к воздействию мощных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание; быть постоянно активным, бодрым, способным быстро восстанавливать силы; сохранять в течение всего рабочего времени высокий эмоциональный тонус; стрессоустойчивым, терпимым, собранным [11].
Ф. Н. Гоноболин в своих работах уточняет содержание педагогических навыков и умений: понимание учащихся, проявление к ним интереса и внимания, креативность; демонстрировать педагогическую требовательность и такт, проявлять организаторские качества; говорить ярко, образно, аргументировано и убедительно [там же].
В.А.Крутецкий выделяет наиболее значимые качества педагога: коммуникативность и эмпатию, профессиональную зоркость, наблюдательность, педагогическое озарение; подвижность и гибкость восприятия; уметь убеждать; эмоциональную устойчивость – способность владеть ситуацией и собой в ситуации; прогнозирование развития личности; быть способным мыслить творчески педагог должен испытывать удовольствие от общения [5].
Рассмотрев качества педагога, перейдем к особенностям личности наставника в современном обществе.
В настоящий момент в России отсутствует профессиональный стандарт, который регулирует деятельность наставника. К примеру, на государственной службе для наставника должны быть характерны следующие личностные качества: терпение, доброжелательность, позитивность мышления, сотрудничество, открытость, социальная уверенность [10].
В образовательной организации наставник должен обладать следующими основными компетенциями: а) экспертное владение передаваемыми профессиональными навыками; б) отличные коммуникативные навыки (умение находить общий язык с людьми); в) хорошие административные навыки (умение формулировать и ставить задачи, организовывать и контролировать выполнение работ, анализировать результаты); г) самообучаемость, качество, позволяющее наставнику черпать из наставнической работы новые знания, навыки и опыт [3].
Для коммерческих организаций это следующие компетенции: а) эффективная коммуникация; б) способность передавать опыт; в) решение задач; г) использование методик обучения; д) саморазвитие.
Педагогическая деятельность регулируется нормативно на федеральном и региональном уровнях, для определения требований и компетенций для педагога существуют профессиональные стандарты – некое пособие для конкретного вида профессиональной деятельности вне зависимости от форм собственности и субъектов страны, где он применяется.
Для наставнической деятельности на данный момент на федеральном и региональном уровне отсутствует профессиональный стандарт, почти вся наставническая деятельность в организациях любой формы собственности регулируется локальными нормативными актами.
Педагогическая деятельность направлена на подготовку молодого поколения к взрослой жизни, наставническая деятельность предполагает передачу опыта конкретной профессии молодому специалисту, уже имеющему базовые знания и компетенции по профессии.
К наставнику, в отличие от педагога, не предъявляются жесткие требования о соответствии профессии (уровень образования, стаж, право на педагогическую деятельность).
Научных трудов по тематике педагогической деятельности много, это направление науки достаточно глубоко проработано, имеются работы по определению понятий, структуры педагогической деятельности, присутствуют модели педагогической деятельности с точки зрения различных методологических подходов. Личностные качества и профессиональные компетенции также хорошо освещены в научных работах.
По теме наставничества анализ современных научных исследований свидетельствует о том, что большинство из них рассматривают лишь отдельные проблемы либо корпоративного обучения кадров и носят прикладной характер, либо формирования педагогической компетентности наставников, мастеров обучения на производстве в образовательной деятельности, либо посвящены изучению феномена наставничества на государственной службе. Работам по выявлению личностных качеств наставников, а также психологическим условиям эффективной наставнической деятельности уделены лишь отдельные параграфы в немногих работах.
Наставники и педагоги, по мнению автора, наделены схожими личностными особенностями, к ним можно отнести такие личные особенности, как коммуникабельность, эмпатия, организаторские способности, применительно к специфике.
Таким образом, проведя краткий теоретический анализ, можно отметить различия в определениях педагогическая и наставническая деятельность, что позволяет сделать вывод о том, что эти определения можно трактовать в качестве разных самостоятельных субъектов и теоретических понятий.
 
References

1. Ginecinskiy V. I. Problema strukturirovaniya mirovogo obrazovatel'nogo prostranstva // Pedagogika. – 2007. – № 3. – S. 129.

2. Gnezdilov G.V., Blinova A.A. (Zlobina A.A.) // Psihologiya nastavnichestva: istoriko-metodologicheskie aspekty // Psihologiya obucheniya №4 aprel' 2012g., S.43-50; , S.8.

3. Gogota Zh.V. Plyusy i minusy nastavnichestva // Internet-portal Social'naya set' rabotnikov obrazovaniya [Elektronnyy resurs]: Rezhim dostupa: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/08/21/plyusy-i-minusy-nastavnichestva (data obrascheniya 25.11.2021).

4. Gonobolin F. N. O nekotoryh psihicheskih kachestvah lichnosti uchitelya // Voprosy psihologii. – 2005. – № 1. – S. 102–106.,

5. Gorovaya V.I., Tarasova S.I. Pedagogicheskaya deyatel'nost' v sisteme sovremennogo chelovekoznaniya: Monografiya // M.: Ileksa; Stavropol': Argus, 2004

6. Devis, K., N'yustrom, D.V. Organizacionnoe povedenie: povedenie cheloveka v processe truda // K.Devis, D.V. N'yustrom. - SPb. : Piter, 1999.-447, s.112

7. Leont'ev A.N. Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya: V 2-h t. — T.1. - M.: Pedagogika, 1983. - s. 384

8. Markova A.K. Psihologiya truda uchitelya // M.: Prosveschenie, 1993

9. Rafisovna M.A. Principy proektirovaniya soderzhaniya psihologo-pedagogicheskoy podgotovki nastavnikov predpriyatiya.// Zhurnal «Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya» // 2012g, № 9S.71-75

10. Sovremennye kadrovye tehnologii v organah vlasti: monografiya pod obsch. red. S.E. Prokof'eva, A.M. Belyaeva, S.G. Eremina // "Yusticinform", 2015). Elektronnyy resurs SPS Garant

11. Shevchenko G.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniya pedagogicheskoy deyatel'nosti prepodavatelya vysshey shkoly // Vestnik Stavropol'skogo universiteta. 2009 №4, S.147-156

Login or Create
* Forgot password?