Россия
В статье предложены основные подходы к формированию коммуникативной компетенции муниципального служащего. Автор отмечает, что сегодня сформировалось несколько подходов к формированию коммуникативной компетенции личности: компетентностный, личностнодеятельностный, субъектно-личностный, аксиологический, системный и т.д. Эффективность профессиональной деятельности зависит от оптимального соответствия субъекта деятельности социальным потребностям, нормам, условиям протекания этой деятельности.
подход; коммуникативная компетенция; компетентность; муниципальный служащий; образование.
Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов, особое место среди которых занимает успешная коммуникативная деятельность специалиста как основа продуктивных взаимоотношений, достижения взаимопонимания и реализации целей и задач профессиональной деятельности, как способ самосовершенствования, самореализации и преодоления личностных кризисов [1, с. 43]. Расширяются деловые коммуникации, культурный и информационный обмен, усиливается взаимодействие и взаимовлияние социумов в самых разных сферах жизни, в том числе и профессиональной. В этих условиях потребность в специалистах, владеющих коммуникативной компетенцией, значительно возрастает. Государство в лице его органов и служащих должно адекватно отвечать на вызовы и проблемы современности.
В настоящее время коммуникативные компетенции в области государственного управления стали обязательными квалификационными требованиями, предъявляемыми к государственным служащим действующим федеральным законодательством. Современный специалист, работающий в системе «человек — человек», характеризуется своей коммуникативной компетенцией.
Сегодня сформировалось несколько подходов к формированию коммуникативной компетенции личности: компетентностный, личностно-деятельностный, субъектно-личностный, аксиологический, системный и т.д.
Одним из важных и современно обоснованных подходов к формированию коммуникативной компетенции муниципального служащего является компетентностный подход, предусматривающий понимание сущности компетентности, его составных частей — базовых компетенций, в основе которых лежит формирование коммуникативной компетенции.
Подход заключается в закономерности развития системы образования, обусловленной поиском путей и способов качественного удовлетворения непрерывно развивающихся потребностей общества. Наряду со знаниями студенты должны овладеть и способностями самостоятельно решать практические задачи. «Компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих и жизненных ситуаций, иметь представление о последствиях своей деятельности, нести за них ответственность.
1. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативной культуры современного учителя в процессе вузовской подготовки: автореф. дис. …д-ра пед. наук. — Казань, 2008.
2. Михеева Т.Б. Совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка полиэтнической школы: автореф. дис. …д-ра пед. наук. — М., 2009.
3. Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению: учеб. пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.