Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается методика анализа, редактирования и совершенствования сочинения. Определены этапы работы над совершенствованием письменного текста. Разработана система обучающих заданий, которые способствуют формированию данных навыков.
редактирование, совершенствование написанного, анализ, рецензия, работа с черновиками.
Язык особенно требует тщательного отбора
всего лучшего, что в нем есть, — ясного, точного,
красочного, звучного, и дальнейшего любовного
развития этого лучшего
М. Горький
Сочинение как один из видов письменных работ дает возможность не только сформировать навыки письменной речи учащегося, но и сделать выводы об уровне его общей и речевой культуры, нравственной и социальной зрелости, выявить уровень читательской компетенции. Cочинение является важным обучающим и контролирующим видом письменной работы. Создание разных типов текстов в устной или письменной форме (сочинение, изложение) является одной из важных учебных задач на уроках русского языка, литературы, риторики.
Написание сочинения требует определенных умений: чтение, анализ и интерпретация художественного произведения, владение монологической и диалогической речью, составление плана, использование выразительных средств языка, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности, редактирование и совершенствование написанного1.
____
1 Характеристика письменных работ в основной и старшей школе см. в статьях: Обернихина Г.А., Воителева Т.М., Марченко О.Н. Обучение написанию сочинений в основной школе // Профильная школа. — 2015. — №4. — С. 9–22. Обернихина Г.А., Емельянова Т.В., Савченко К.В. Обучение написанию сочинений на литературную тему в старших классах // Профильная школа. — 2015. — № 5. — С. 20–33.
1. Ананьев Б.Г. Проблема оценивания в педагогической психологии. — СПб., 1995.
2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. — М.: Академия, 2008.
3. Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. — М.: Издательство МГУ, 1994.
4. Ксензова Г.С. Оценочная деятельность учителя. — М., 2000.
5. Львова М.Е. Сочинение. Каким ему быть? // Литература в школе, 2004. — № 7. — С. 40.
6. Накорякова К.М. Литературное редактирование. — М.: Икар, 2015.
7. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: Пособие для учителя. — М.: АРКТИ, 1999.
8. Обернихина Г.А., Воителева Т.М., Марченко О.Н. «Обучение написанию сочинений в основной школе // Профильная школа. — 2015. — № 4. — С. 9–22.
9. Обернихина Г.А., Емельянова Т.В., Савченко К.В. Обучение написанию сочинений на литературную тему в старших классах // Профильная школа. — 2015. — № 5. С. 20–33.
10. Равенский Ю.И. и др. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-е–9-е классы)». Пособие для уч-ся. — М., Просвещение, 1990.
11. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — М., 2005.
12. Чуковская Л.К. В лаборатории редактора. — М.: Время, 2011.