Известно, что в математике сумма не зависит от перестановки мест слагаемых. Однако положительный эффект (сумма) учебных занятий со студентами по физическому воспитанию, спорту, спортивной тренировке существенно зависит не только от дозировки и соотношений, используемых средств и методов, но и от способа (структуры) их расстановки во времени (перестановки слагаемых). Проверке этой гипотезы и было посвящено данное экспериментальное исследование.
психофункциональная активность, локомоторный компонент подготовленности, состояние функциональных систем организма, физическая подготовленность, состояние здоровья, уровень адаптированности, сбалансированная система показателей, интегративная оценка подготовленности.
Как известно, положительный эффект спортивной тренировки зависит не только от дозировки и соотношений используемых средств и методов, но и от способа (структуры) их расстановки во времени [2; 4]. В физическом воспитании структура расстановки учебных средств может иметь существенное значение для формирования критериальных уровней показателей физической культуры. Для выяснения этого нами в 2014–2015 учебном году был проведен эксперимент с двумя группами студентов, в которых сумма, дозировка всех тренировочных упражнений и заданий была одинакова. Проводилось 2 учебных занятия и 2 самостоятельных занятия в неделю по 2 академических часа в каждом. Различие состояло в способах, структуре расстановки тренировочных упражнений в семестре. В экспериментальной и контрольной группах определялись следующие показатели:
- теоретическая подготовленность;
- психофункциональная активность;
- локомоторный компонент подготовленности;
- состояние функциональных систем организма;
- физическая подготовленность;
- состояние здоровья;
- адаптированность;
- сбалансированная система показателей подготовленности;
- интегративная оценка подготовленности.
1. Чубаров М.М. Рейтинговая система как основа выбора стратегии развития спорта в университете [Текст] / М.М. Чубаров, А.А. Воробьев, Л.Ф. Колокатова / Мат. междунар. конференция. — Казань, 2013.
2. Колокатова Л.Ф. Сбалансированная система показателей в организации физического воспитания студентов (на примере специального медицинского отделения) [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Ф. Колокатова, Т.А. Петухова, М.М. Чубаров. — Пенза: ПГУАиС, 2006. — 224 с.
3. Колокатова Л.Ф. Компьютерная информационная поддержка практических занятий по физическому воспитанию [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Ф. Колокатова. — М.: МГИУ, 2008. — 90 с.
4. Колокатова Л.Ф. Физическая культура студента [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Ф. Колокатова, Т.А. Петухова, М.М. Чубаров. — Пенза: ПГУАиС, 2012. — 200 с.
5. Колокатова Л.Ф. Система информационной поддержки профессионально ориентированной подготовки студентов технических вузов [Текст]: монография / Л.Ф. Колокатова. — М.: МГИУ, 2009. — 315 с.