Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Актуальной проблемой изучения становления казачьего менталитета в современном мире и в нашей стране является состояние духовно-нравственной сферы современного российского казачества. С позиций психологической науки этот вопрос предполагает выход на теоретический уровень осмысления тематики психологии нравственности, психологии религиозного опыта, на анализ состояния духовно-нравственной сферы человеческого бытия в мире и рассмотрение соответствующей феноменологии и проблем, вытекающих из этого состояния, в частности, проблемы, обозначенной в названии данной статьи.
менталитет, идеологическое сознание, христианская нравственность, психоманипуляции, совесть, любовь, информационное воздействие, своеволие.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ. Проект № 14-18-03271.
Психология морали/нравственности становится одним из признанных и успешно развивающихся научных направлений отечественной психологии [1; 4; 6; 7]. Важнейший принцип психологии нравственности — рассмотрение данных психологической науки через нравственную призму. Среди спектра изучаемых проблем в указанных работах отметим морально-психологические основы негативных социальных явлений, психологию безнравственности и аморального поведения, изучение адекватности социального восприятия, манипуляций (преднамеренных и спонтанно-непроизвольных) внутренним миром личности и социальных групп в зависимости от состояния их духовно-нравственной сферы.
Для рассмотрения духовно-нравственной сферы человека и групповых социальных субъектов под влиянием информационных воздействий аморального содержания важно исходить из того, что безнравственный человек, социальная группа или общество представляют собой особую область феноменов, обладающую самостоятельным психологическим содержанием. Теоретически значимой позицией нравственной психологии выступает также участие современной психологической науки в борьбе различных мировоззрений, идеологий, в частности, в России идей, порожденных псевдо-либеральной идеологией, и идей, связанных с возрождающейся отечественной духовно-нравственной традицией [4]. Большой интерес представляет процесс трансформации идеологического сознания при перетекании идей из псевдолиберализма в мондиализм (идеология глобализма), а также идеи, возникающие в недрах различных подходов к глобализации, явно или пока прикровенно эксплицирующие себя в жизни человечества.
1. Гостев А.А. О духовно-нравственных и политико-психологических аспектах фальсификации российской истории [Текст] / А.А. Гостев / Материалы Междун. научн. конференции «Человек, субъект, личность в современной психологии» (к 80-летию А.В. Брушлинского). — М.: Институт психологии РАН, 2013 — C. 68–71.
2. Гостев А.А. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества [Текст] / А.А. Гостев / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина. — М.: Институт психологии РАН, 2014. — С. 132–153.
3. Гостев А.А. Психологические идеи в творческом наследии И.А. Ильина [Текст]: На путях создания психологии духовно-нравственной сферы человеческого бытия / А.А. Гостев, Н.В. Борисова. — М.: Институт психологии РАН, 2012.
4. Журавлев А.Л. Психология нравственности как область психологического исследования [Текст] / А.Л. Журавлев, А.В. Юревич // Психологический журнал. — 2013. — Т. 34. — № 3. С. 4–14.
5. Котенева А.В. Психологическая защита личности [Текст] / А.В. Котенева. — М.: МГГУ, 2013.
6. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России [Текст] / Отв. ред. М.И. Воловикова. — М.: Институт психологии РАН, 2011.
7. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина. — М.: Институт психологии РАН, 2014.
8. Рябинин В.А. Идеология «тайны беззакония» [Текст]: философский и политический анализ идеологии «мондиализм» / В.А. Рябинин. М.: Аиро-XXI, 2009.