В статье автором представлена концепция студии-школы научно-экспедиционного туризма как современное решение для проблемы устойчивого развития туристских дестинаций России на региональном уровне.
студия, школа, научно-экспедиционный туризм, устойчивое развитие, туристская дестинация.
Туризм как многоаспектное явление выполняет большое количество функций, которые можно разделить на несколько групп.
Социально-гуманитарные функции: познавательно-образовательная функция — получение и пополнение знаний, знакомство с природой, историей, культурой как своего региона и страны, так и других стран и народов; воспитательная функция, т.е. формирование моральных, нравственных и эстетических качеств, прививание любви к окружающему миру, включая свой собственный вид; культурная функция — повышение культурного уровня граждан; оздоровительно-релаксационная функция — использование благотворного воздействия природных факторов для поддержания и восстановления физического, умственного, психического, эмоционального состояния организма, развитие адаптационных возможностей, восстановление трудоспособности; спортивная функция — специальная подготовка по туристской технике, способствующая укреплению общей физической подготовки, а также развитию разных сторон физического здоровья.
Социально-экономические функции: рациональное использование свободного времени, обеспечение занятости населения, рост уровня жизни трудящихся — важный фактор стабилизации и развития экономики [4].
Таким образом, чтобы обеспечить качественное исполнение всех вышеназванных функций, необходимо искать современные, инновационные концепции и технологии, эффективные в современных социально-культурных, политических и экономических условиях, а также такие, которые способны отвечать требованиям международных организаций (ЮНЕСКО, ЮНВТО) и общества.
Одной из таких концепций является концепция студии научно-экспедиционного туризма.
Сущность студийного принципа в подходе к устойчивому развитию туристских дестинаций международного и регионального уровней возможно рассмотреть на примере туристской дестинации Ульяновской области «Симбирск–Ульяновск».
Итак, студия научно-экспедиционного туризма представляет собой некоммерческое партнерство профессионалов, имеющих большой опыт в научной, педагогической и практической деятельности в области туризма и рекреации, а также в других областях, соприкасающихся с туризмом.
Студия предлагает принципиально новые концептуальные решения устойчивого развития туристских дестинаций в России.
1. Зорин А.И. Рекреационное проектирование: методические рабочие материалы по дисциплине / А.И. Зорин // Российская международная академия туризма. — Химки: РМАТ, 2011. — 29 с.
2. Зорин И.В. Дестинация в контексте ЮНЕСКО: учебно-методические материалы по курсу «Туристские дестинации» / Зорин И., Зорин А. // Российская международная академия туризма. — Химки: РМАТ, 2011.
3. Зорин А.И. Вестник РМАТ. Студия научно-экспедиционного туризма — инновационная форма для обеспечения устойчивого развития туристской дестинации / А.И. Зорин, С.Г. Лаковский, А.А. Ашаков, Д.Г. Беседин, А.Е. Бондарчик, Н.В. Толмасова, С.Н. Шаповалов // Российская международная академия туризма. — Химки: РМАТ, 2013.
4. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме. — М.: Научная книга, 2006. — 136 с.