ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье сформулированы предложения по организации системной работы по формированию толерантности у студентов профессиональных образовательных организаций. Это позволяет, с одной стороны, подготовить выпускника, умеющего жить в гармонии с собой и окружающими, строить свою жизнь на принципах добра и справедливости, на основе взаимоуважения, реализации прав человека и терпимости, с другой — в отношении педагогических специальностей — способного квалифицированно организовать процесс формирования толерантности у обучающихся соответствующего возраста.

Ключевые слова:
толерантность, технологии формирования толерантности, профессиональное образование.
Текст

В условиях модернизации отечественной системы образования, в том числе профессионального, введения в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», соответствующих подзаконных актов, реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предъявляются новые требования к уровню профессиональной компетентности выпускников профессиональных образовательных организаций по специальностям и профессиям прежде всего в системе «человек — человек», одним из которых является сформированность у них толерантности как качества личности и принципа человеческих взаимоотношений. Несомненно, что формирование толерантности у студентов профессиональной образовательной организации наиболее эффективно в условиях реализации целостной, обоснованной педагогической технологии воспитания указанного интегрального качества личности.

Основными методологическими подходами к воспитанию толерантности у детей и молодежи являются личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), коммуникативно-диалогический (Т.С. Таюрская, О.Б. Скрябина и др.), культурологический (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Коган, Н.Е. Щуркова), деятельностный (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), средовой (В.А. Караковский, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), гуманистический

(В.А. Сухомлинский и др.), системный (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.Д. Шадриков и др.), аксиологический (З.И. Равкин, В.Г. Пряникова и др.), этнопедагогический (Г.Н. Волков и др.), этнопсихологический (А.П. Оконешникова и др.), педагогики и психологии ненасилия (А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.), педагогики культуры мира (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.), педагогики этничности и толерантности (А.М. Байбаков, Г.В. Безюлева, З.Ф. Мубинова и др.) [1, с. 5].

Воспитание толерантности у учащейся молодежи следует рассматривать как целенаправленный, планомерный процесс формирования у студентов терпимого отношения к иного рода взглядам, нравам, привычкам, терпимости и уважения по отношению к особенностям различных народов, наций, религий; как процесс развития толерантного сознания, мировоззрения, чувств, качеств и свойств личности, а также способности к толерантному взаимодействию.

Список литературы

1. Герасимов С.А. Воспитание толерантности у младших школьников: учеб. пособие для студентов образов. учрежд. средн. и высш. проф. образования / С.А. Герасимов, И.З. Сковородкина. — М.: Архангельск: АГТУ, 2007. — 286 с.

2. Герасимов С.А. Концептуальные основы воспитания толерантности у учащейся молодежи // Преемственность и новаторство в науке, практике, образовании: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (Архангельск, ГБОУ СПО Архангельской области «АИПК», 3 марта 2012 года) / под ред. С.А. Герасимова, Н.Н. Скоробогатовой, В.П. Аксеновой; М-во образования, науки и культуры Арханг. обл., ГБОУ СПО Арханг. обл. «АИПК». — Архангельск: КИРА, 2012. — С. 65—72.

3. Герасимов С.А. Педагогические средства воспитания толерантности у обучающихся колледжа как компонента их профессиональной компетентности / С.А. Герасимов // Опыт, проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании: сборник материалов II Межрегиональной научно-практической конференции (Архангельск, ГБОУ СПО Архангельской области «АИПК», 15 марта 2013 года) / под ред. С.А. Герасимова, Н.Н. Скоробогатовой, И.З. Сковородкиной, В.П. Аксеновой; М-во образования и науки Арханг. обл., ГБОУ СПО Арханг. обл. «АИПК»; М-во образования и науки РФ, ФГАОУ ВПО «САФУ имени М.В. Ломоносова». — Архангельск: КИРА, 2013. — С. 45—52.

4. Сковородкина И.З. Проблема воспитания толерантности у детей: поиски решения: монография / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов; УРАО «Институт теории и истории педагогики». — М., 2011. — 208 с. — Депонирование, УРАО ИТИП, 03.02.2011, № 01-11.

5. Сковородкина И.З. Современные аспекты проблемы воспитания толерантности у учащейся молодежи / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов // Развитие образовательного пространства на Европейском Севере России: монография / отв. ред. И.Р. Луговская. — Архангельск: Поморский ун-т, 2004. — С. 195—203.

Войти или Создать
* Забыли пароль?