Россия
В статье освещаются вопросы представленности различных стран и культур в рекламных текстах, рассматриваются аспекты межкультурной коммуникации в рекламе: символы, языковые средства, стереотипы. Приводится иллюстративный материал, отражающий особенности трансляции рекламной информации с учетом специфики национального менталитета. Отмечаются особенности восприятия подобных текстов российским потребителем. Данные аспекты рассматриваются также на примере рекламы сферы туризма.
реклама, межкультурная коммуникация, символ, язык, стереотип, сфера туризма.
Реклама рассматривается сегодня не только как источник информации, но и как фактор, способствующий формированию стандартов потребления, покупательских предпочтений, поведенческих стереотипов и образов, причем ее распространение выходит за границы одной страны. Показывая определенный товар, реклама либо намеренно обходит национальную специфику, создавая общемировые модные тенденции, либо подчеркивает принадлежность к стране-производителю, акцентируя специфику товара. Это особенно видно при использовании своего рода национальных «маркеров», таких как языковые средства,визуальные и вербальные символы национальной самоидентификации, показ стереотипных черт, приписываемых демонстриуемой стране и ее народу.
Несмотря на тенденции глобализации, активно обсуждаемые в мировом сообществе, сегодня, тем не менее, все очевиднее стремление народов к сохранению своей самобытности, уникальности культуры и транслированию принадлежности к определенному этносу. Это, в свою очередь, приводит к формулированию основных характеристик, через которые этническая общность стремится к осознанию своего своеобразия, национальных отличительных черт: понимание национального характера, символы, стереотипы, язык. Все эти аспекты хорошо прослеживаются в рекламных сообщениях. Рассмотрим различные аспекты межкультурной коммуникации на примере рекламных печатных текстов.
1. Береговая О.В. Функции и типология костюмных украшений: история и современность [Текст] / О.В. Береговая // Известия Уральского гос. ун-та. — 2008. — № 55. — С. 119–128.
2. Верещагин Е.М. Язык и культура [Текст] / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. — М.: Индрик, 2005. — 1040 с.
3. Гончарова Л.М. Рекламное имя в сфере туризма [Текст] / Л.М. Гончарова // Русский язык за рубежом. — 2011 — № 5. — С. 82–88.
4. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации [Текст]: учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. — М.: Юнити-Дана, 2003. — 352 с.
5. Космарская И.В. Этнические стереотипы: взгляд лингвиста [Текст] / И.В. Космарская // Русский язык: исторические судьбы и современность: V Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, филологический факультет, 18–21 марта 2014 г.): Труды и материалы / Сост. М.Л. Ремнева, А.А. Поликарпов, О.В. Кукушкина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. — С. 114–115.
6. Кох Р. Книга символов. Эмблемата. Кн. 1. — М., 1995. — 342 с.
7. Кучерявенко В.В. Прагматика перевода рекламного текста в контексте межкультурной коммуникации [Текст] / В.В. Кучерявенко // Язык и межкультурная коммуникация: материалы Второй Международной науч.-практ. конф. Великий Новгород, 19–20 мая 2011 г.: В 2 т. Т. 1; отв. ред. О.А. Александрова, Е.Ф. Жукова. — Новгород: Изд-во НовГУ, 2011. — С. 172.
8. Маслова В.А. Лингвокультурология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. — М.: Академия, 2001. — 208 с.
9. Петрачкова И.М. Имя собственное в контексте межкультурной коммуникации [Текст] / И.М. Петрачкова // Язык и межкультурная коммуникация: материалы Второй Международной науч.-практ. конф. Великий Новгород, 19–20 мая 2011 г.: В 2 т. Т. 1; отв. ред. О.А. Александрова, Е.Ф. Жукова. — Новгород: Изд-во НовГУ, 2011. — С. 194.
10. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: к проблеме определения понятия [Текст] / Ю.А. Сорокин // Общение: теоретические и прагматические аспекты. — М.: Знание, 1978. — С. 133–138.
11. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст] / С.Г. Тер-Минасова. — М., 2000.
12. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: учебник для вузов [Текст] / Ф.И. Шарков; Академия труда и социальных отношений. — М.: Социальные отношения, 2004.