В течение тридцати последних лет в МГСУ осуществлялся непрерывный педагогический эксперимент в рамках научного исследования и дидактических разработок по оптимизации программы изучения комплекса: геометрия, графика и их инженерные приложения. Эта программа с традиционным наименованием «Начертательная геометрия, инженерная графика» вполне соответствует по своему содержанию «Инженерной геометрографии» с элементами компьютерной технологии. Она отвечает двум фундаментальным проблемам методологии педагогики: совершенствованию элементов теории курса и учету специфики материальнотехнических средств ее реализации в области практических приложений. В работе приводится программа курса «Инженерная геометрография» с элементами компьютеризации.
инженерная геометрография, начертательная геометрия, проекционная геометрия, геометрия, компьютеризация, методология, учебная программа.
В работе 1975 г. «Методологический аспект совершенствования учебного курса начертательной геометрии» [3] предложено аналитико-синтетическое исследование теории и практикума разделов современной проекционной геометрии с целью ее преобразования и формирования структуры модернизированного учебного курса, соответствующего новой эпохе научно-технической эволюции, и, следовательно, неизбежной модификации традиционной учебной программы как по форме, так и по содержанию. Поскольку «Начертательная геометрия», а по существу, «Проекционная геометрия» является семиотической основой инженерных чертежей в составе проектной документации строительных объектов, все то, что было рекомендовано в названной публикации, относится в качестве практического приложения и к учебной дисциплине «Инженерная графика». Более того, современные технические средства автоматизации графического отображения усилили интенсивность взаимопроникновения геометрии в прикладную графику настолько, что определять их самостоятельность в русле преобразования информации становится нелогичным. Тем не менее можно констатировать, что компьютеризация, вопервых, все более определяет прикладной характер проекционного аппарата «Начертательной геометрии», и, во-вторых, она еще не достигла должного качественного уровня в учебном процессе, чтобы вполне и рентабельно обеспечивать практическую реализацию «Инженерной графики». Напомним при этом, что безотносительно к условиям и качеству технологий графических изображений, решения задач проекционных моделей в проектировании и, следовательно, в учебных ситуациях порождают их важнейшую роль и на этапах, и в итогах поисков Terra incognita.
По прошествии более чем трех десятков лет после публикации вышеназванной работы, в течение которых в МИСИ-МГСУ осуществлялся непрерывный педагогический эксперимент в рамках научного исследования и дидактических разработок по оптимизации программы изучения комплекса «геометрия, графика и их инженерные приложения», эта программа с традиционным наименованием «Начертательная геометрия, инженерная графика» вполне соответствует по своему содержанию «Инженерной геометрографии» с элементами компьютерной технологии нашего времени. Она, в известной мере, отвечает решениям двух фундаментальных проблем методологии педагогики: совершенствованию элементов теории курса, а также учету специфики материально-технических средств ее реализации в области практических приложений. Заметим, что к элементам теории относится содержание табл. 2, 3 в упомянутой [3], а специфика «автоматизации» кратко изложена в [4].
1. Кондратьева Т.М., Полежаев Ю.О., Тельной В.И. К вопросу о методологии учебных геометрографических дисциплин // Инженерная геометрография — исследования и разработки. Юбилейный сборник научных трудов. МГСУ, 2006.
2. Котов Ю.В., Полежаев Ю.О. Программная система «Алграф» в приложении к учебному процессу компьютеризации инженерной геометрографии // Инженерная геометрография — исследования и разработки. Юбилейный сборник научных трудов. МГСУ, 2006.
3. Полежаев Ю.О., Фомичев Б.И. Методологический аспект совершенствования учебного курса начертательной геометрии // Инженерная графика и автоматизированные системы графического моделирования. Сб. тр. № 127. М.: МИСИ, 1975.
4. Полежаев Ю.О. О конструировании графических знаков для автоматизированной системы проектирования // Инженерная графика и автоматизированные системы графического моделирования. Сб. тр. № 127. М.: МИСИ, 1975.
5. Программа по инженерной графике. УМУ-97/1. М.: Высш. школа, 1981.
6. Программа по начертательной геометрии и черчению. УМУ-21/1. М.: Высш. школа, 1976.
7. Программа по начертательной геометрии и черчению. УМУ. М.: Высш. школа, 1985.
8. Программа учебной дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика». ГУМУ-5/1. М., 1988.