В статье исследованы современные проблемы преподавания философии в вузе. Акцентировано внима- ние на такой проблеме, как снижение востребованности философского знания у студентов, особенно у студентов технических специальностей. Эта проблема рассмотрена в контексте социокультурных трансформаций современного общества и его приоритетов – инновационного развития, информа- ционного характера социальных связей, актуальности технологических навыков и прикладных зна- ний среди молодого поколения. Изучена связь философского знания с потребностями и ценностными ориентациями современного поколения. Рассмотрены основные мифы общественного сознания о по- колении Y: лень, потребность мгновенного удовлетворения потребностей, неблагожелательность по отношению к другим, эгоизм и избалованность. Для анализа ценностей современного поколения ис- пользована концепция американского коуч-тренера Б. Хобарта о поколении Y. Приведены результа- ты регионального исследования, касающегося проблемы жизненных ресурсов современного человека. Актуализировано внимание на главной проблеме молодого поколения – проблеме нехватки жизненных ресурсов, которые выражаются в трех показателях: нехватка знаний, нехватка общения и нехватка времени. Проанализированы главные ценности поколения Y – ресурс знания и ресурс свободы личного выбора. C учетом трансформации потребностей современных студентов описаны технологии про- ведения лекций по философии. Выделены такие актуальные методы проведения обучающих занятий, как метод мозгового штурма, метод поиска решений и метод критериев. Приведен пример структуры и ключевых понятий лекции для студентов вузов по теме «Сознание как философская категория». В качестве необходимых составляющих обучения философии сегодня выделены практическая направ- ленность, технологическая составляющая практических занятий, а также повышение требований к подготовке современного преподавателя по философии.
философия, образование, потребности, ценности, поколение Y
1. Зайцева Н.А. Использование технологий мастер-классов в вузах туризма и сервиса // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 4 (27). С. 11–21.
2. Иванова А.С. Специфика преподавания философии в техническом университете // Universum: Общественные науки: Электронный научный журнал. 2015. № 5 (15). URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2169 (дата обращения: 17.10.2015).
3. Инюшина И.А. Концепция «реальной философии» М.К. Мамардашвили как возможная модель преподавания философии // Russian Agricultural Science Review. 2015. Т. 6. № 6–3. С. 150–155.
4. Роман С.Н. Проблемы преподавания философии при работе со студентами – бакалаврами // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: История, философия, политология, право. 2014. Т. 2. № 1–1 (1). С. 17–19.
5. Hobart B., H.Sendek. Gen Y Now: Millennials and the Evolution of Leadership Hardcover. John Wiley & Sons. (6 June 2014), 336 P. 6. Hobart B. Millennials are knowledgeable, but it’s your job to help them gain experience. By Buddy Hobart July 3, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://solutions21.com/2015/07/millennials-are-knowledgeable-but-itsyour-job-to-help-them-gain-experience (дата обращения: 15.09.2015).
6. Gross S. Understanding Generation Y: What You Need to Know About the Millennials/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.franchising.com/articles/understanding_millennials_what_you_need_to_know_about_this_generation. html (дата обращения: 10.08.2015).