В статье раскрывается комплексный подход развития профессиональных компетенций студентов заочной формы обучения технического вуза. Сущность подхода заключается в инновационных способах обучения, дополняющих традиционные формы. Под инновационными формами нами понимается интерактивный контент преподавателя начертательной геометрии в среде мультимедиа, применение графических редакторов в процессе обучения. Инновационные формы обучения, дополняя традиционные формы, оказывают положительное влияние на процесс усвоения учебной информации студентами технического вуза. Происходит корреляция восприятия чувственными образами при обучении в сенсор- но богатой среде. Существенно облегчается работа преподавателя, позволяя сосредоточиться на решении творческих задач и научной деятельности. Данные разработки появились в связи с ориентацией современного образования на приоритетное формирование творческих качеств студентов [6], развитие которых, по мнению многих специалистов, возможно в графической среде [10; 25]. С другой стороны, имеется проблематика усвоения курса начертательной геометрии студентами технического вуза, связанная с недостаточным уровнем пространственных представлений. Эта проблема усиливается у студентов заочной формы обучения. При сохраняющейся интенсификации учебного процесса заочная форма обучения имеет особенности учебных программ с ограничениями аудиторных часов на усвоение курса. Это выдвигает на передний план поиск путей решения проблемы улучшения восприятия курса в условиях самостоятельного обучения. Стремительное развитие информационного общества позволило существенно переработать методы преподавания, индивидуализировать образовательную траекторию. При разработке контента использовался комплексный подход, интегрирующий в себе различные средства взаимодействия со студентами с применением новых методик в процессе обучения. Применялись методы: эвристические, поощряющие, поддерживающие; приемы, коррелирующие абстрактное восприятие чувственным образом; мотивационные (успешность восприятия, создание ситуации успеха и самореализации в творчестве, обучение в сенсорно богатой среде) и т.д. Реализация разработанных мер педагогического воздействия показала, что усвоение курса начертательной геометрии существенно улучшилось без увеличения учебных часов.
комплексный подход, мультимедиа-технологии, пространственное воображение, профессиональные компетенции, студенты заочной формы обучения, интерактивный учебный контент, развитие творческих качеств.
В ходе обучения студентов начертательной геометрии мы столкнулись с рядом трудностей, связанных с недостаточным уровнем восприятия курса. Студенты недопонимают теоретический материал, излагаемый на лекциях, не могут самостоятельно выполнить обязательные учебные задания. Эти проблемы усугубляются у студентов-заочников, что связано со спецификой набора на эту форму обучения, особенностями учебных программ. Студенты-заочники закончили предыдущие ступени образования, как правило, несколько лет назад, потому нуждаются в особом учебном материале, позволяющем в сжатые сроки осмыслить теорию курса и, выполнив учебные задания, сдать экзамен.
Вместе с тем количество лекций (в часах) сократилось у студентов направления «Строительство», согласно новым стандартам, до 6, а практических занятий — до 20. Таким образом, общее число аудиторных занятий — 26 часов, что недостаточно для эффективного усвоения учебного материла. Несмотря на то что итоговых часов по дисциплине — 108, многие студенты недопонимают дидактический материал при самостоятельном обучении. Лекции, проводимые в период сессии, не могут обеспечить достаточного уровня усвоения, так как проводятся одномоментно, не давая возможности осмыслить преподносимую информацию. Это подтверждают результаты исследований (рис. 1).
1. Арциховская-Кузнецова Л.В. О «головоломности» начертательной геометрии [Текст] / Л. В. Арциховская-Кузнецова // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — № 3. — C. 31–35. — DOI: 10.12737/6523.
2. Башкатов А.М. Проблемы и решения при компьютеризации графических дисциплин в вузе [Текст] / А.М. Башкатов, Д.А. Котиц, Т.М. Юрочкина // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — № 4. — C. 22–27. — DOI: 10.12737/6528.
3. Бойков А.А. Геометрическое моделирование в системе дистанционного обучения [Текст] / А. А. Бойков // Геометрия и графика. — 2015. — Т. 2. — № 4. — C. 34–42. — DOI: 10.12737/8295.
4. Вольхин К.А. Проблемы графической подготовки студентов технического университета [Текст] / К.А. Вольхин, Т.А. Астахова // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — № 3. — С. 25–30. — DOI: 10.12737/6522.
5. Горнов А.О. Базовая геометро-графическая подготовка на основе 3D-электронных моделей [Текст] / А.О. Горнов, Е.В. Усанова, Л.А. Шацилло // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — №. 3. — C. 46–52. — DOI: 10.12737/6524.
6. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. — URL: http://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf/ Основное мероприятие П.1.6. — С. 109 (дата обращения: 10.03.2014).
7. Грошева Т.В. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов в процессе графической подготовки [Текст] / Т.В. Грошева, Л.В. Кочурова, И.А. Турицына // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — № 2. — C. 43–48. — DOI: 10.12737/5592.
8. Зеленовская Н.В. Резервы совершенствования геометрографической подготовки современного инженера [Текст] / Н.В. Зеленовская, О.В. Ярошевич // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — № 2. — C. 37–42. — DOI: 10.12737/5590.
9. Иванов Г.С. Перспективы начертательной геометрии как учебной дисциплины [Текст] / Г.С. Иванов // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — № 1. — C. 26–27. — DOI: 10.12737/2081.
10. Лагунова М.В. Современные подходы к формированию графической культуры студентов в технических учебных заведениях [Текст] / М.В. Лагунова. — Новгород: Изд- во ВГИПИ, 2003. — 251 с.
11. Матусевич В.Я. Опыт использования дистанционного обучения при преподавании графических дисциплин для студентов инженерных строительных и экономических специальностей [Текст] / Т.А. Жилкина, В.Я. Матусевич // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — № 3–4. — C. 29–32. — DOI: 10.12737/2129.
12. Сальков Н.А. Реформирование оценок геометро-графических знаний [Текст] / Н.А. Сальков, Н.С. Кадыкова // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — № 1. — C. 52–53. — DOI: 10.12737/2089.
13. Свичкарева Г.Н. Оптимизация структуры и содержания графических дисциплин с позиции модульно-компетентностного подхода [Текст] / Г.Н. Свичкарева, Т.В. Андрюшина, В.А. Ковалев // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — № 1. — C. 77–79. — DOI: 10.12737/2098.
14. Серегин В.И. Геометрические преобразования в начертательной геометрии и инженерной графике [Текст] / В.И. Серегин [и др.] // Геометрия и графика. — 2015. — Т. 3. — № 2. — C. 23–28. — DOI: 10.12737/12165.
15. Скорюкова Я.Г. Нулевой контроль как составная часть методики обучения геометро-графическим дисциплинам [Текст] / Я.Г. Скорюкова, А.Г. Буда, О.П. Мельник // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — № 2. — C. 32–36. — DOI: 10.12737/5589.
16. Столбова И.Д. Актуальные проблемы графической подготовки студентов в технических вузах [Текст] / И.Д. Столбова // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — № 1. — C. 30–41. — DOI: 10.12737/3846.
17. Суфляева Н.Е. Современные аспекты преподавания графических дисциплин в технических вузах [Текст] / Н.Е. Суфляева // Геометрия и графика. — 2015. — Т. 2. — № 4. — C. 28–33. — DOI: 10.12737/8294.
18. Темербекова А.А. Интерактивное обучение: опыт и перспективы [Текст] / А.А. Темербекова, Н.П. Гальцова // Информация и образование: границы коммуникации INFO’15: сборник научных трудов. — Горно-Алтайск: Изд-во РИО Горно-Алтайского госуниверситета, 2015. — С. 146–154.
19. Тен М.Г. Компьютерная графика при выполнении заданий по начертательной геометрии и инженерной графике. Видеоуроки: AutoCAD для заочников [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М.Г. Тен. — Новосибирск: Изд-во НГАСУ, 2012.
20. Тен М.Г. Формирование профессиональных компетенций студентов технических специальностей в процессе графической подготовки [Текст] / М.Г. Тен // Геометрия и графика. — 2015. — Т. 3. — № 1. — C. 59–63. — DOI: 10.12737/10459.
21. Тихонов-Бугров Д.Е. Проектно-конструкторское обучение инженерной графике: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров, С.Н. Абросимов // Геометрия и графика. — 2015. — Т. 3. — № 3. — C. 47–57. — DOI: 10.12737/14419.
22. Усанова Е.В. Психолого-педагогические аспекты геометро-графической подготовки в техническом вузе с использованием медиатехнологий и CAD-систем [Текст] / Е.В. Усанова // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — № 1. — C. 59–62. — DOI: 10.12737/2093.
23. Хейфец А.Л. Начертательная геометрия и компьютерное геометрическое моделирование [Текст]: учеб. пособие / А.Л. Хейфец, А.Н. Логиновский. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. — Гл. 2. — С. 46–49.
24. Хмарова Л.И. Формирование и развитие профессиональных навыков студентов в курсе начертательной геометрии [Текст] / Л.И. Хмарова, А.Н. Логиновский, Е.А. Усманова // Геометрия и графика. — 2015. — Т. 3. — № 2. — C. 46–51. — DOI: 10.12737/12168.
25. Якиманская И.С. Психология математической деятельности учащихся при обучении геометрии [Текст] / И.С. Якиманская // Методика обучения геометрии. — 2004. — Вып. 4. — 34 c.