Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
В статье анализируются положения законодательных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации, рассмотрены проблемы, связанные с переходом от трехуровневой системы стандартизации аудита в России к двухуровневой, выявлены тенденции и перспективы стандартизации аудита в связи с переходом на международные стандарты.
аудит, стандарты аудиторской деятельности, стандартизация аудита, аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, международные стандарты аудита.
Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», действовавшим до вступления в силу нынешнего Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», была предусмотрена трехуровневая система стандартов аудиторской деятельности в российской практике:
- федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
- внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
- правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Законом № 119-ФЗ было установлено, что федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц (за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер).
1. Жарылгасова Б.Т. Общие рекомендации по разработке внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. — 2007. — № 12. — С. 18–23.
2. Слободняк И.А., Ларюнина Е.В. Стандартизация аудиторской деятельности: каким принципам следовать // Финансовый вестник. — 2013. — № 1. — С. 25–32.
3. Князева Н.В. Внутрифирменные правила (стандарты) аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. — 2010. — № 9. — С. 11–15.
4. Шурчкова И.Б. Обобщенная модель многоуровневой системы аудиторской деятельности // Аудитор. — 2013. — № 3. — С. 28–37.