ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются основные инновационные направления в системе высшего профессионального образования. Проводится анализ инновационных моделей и технологий обучения. Дается характеристика модульной системы обучения как разновидности инновации. Основной чертой модульного обучения является системность: системность содержания; чередование познавательной и учебно- профессиональной частей модуля; системность контроля. В результате чего значительно повышается качество подготовки будущего специалиста в плане формирования и развития у него действенной системы знаний и умений на основе целостного индивидуализированного подхода к личности студента, создания условий для его самостоятельности, формирования педагогом атмосферы, способствующей повышению мотивации студентов. Познавательная активность студента не возникает сама, она является результатом содержания и методов обучения — активных, интенсивных и проблемных. Но какие бы методы не применялись, важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности.

Ключевые слова:
инновации, модель обучения, технология обучения, модульное обучение.
Текст

Совершенствование технологий обучения занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития высшей школы, которые в последние десятилетия привлекли особое внимание педагогов и работников высшей школы.

В педагогических исследованиях нет единой определенной трактовки понятия «нововведения (инновации)». При этом за основу берется определение А.И. Пригожина, в котором нововведение (инновация) рассматривается как целенаправленное изменение, которое вносится в определенную социальную единицу — организацию общества, группу [11].

Можно выделить три типа нововведений:

  1. радикальные: например, в народном образовании — попытки перестройки процесса обучения на основе компьютерной технологии;
  2. комбинаторные: соединение ранее известных элементов в новый метод обучения как необычное сочетание известных приемов и способов;
  3. модифицирующие (совершенствующие): улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения.
Список литературы

1. Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний [Текст] / В.С. Аванесов. — М.: ИЦПКПС, 1998. — 99 с.

2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем [Текст] / В.П. Беспалько. — Воронеж: Воронеж. ун-т, 1977. — 204 с.

3. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика [Текст] / В.П. Беспалько. — М.: Народное образование, 2008. — 512 с.

4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения [Текст] / А.А. Вербицкий. — М.: ИЦ ПКПС, 2004. — 84 с.

5. Жафяров А.Ж. Очередные задачи системы образования и психолого-педагогической науки в реализации профильного образования [Текст] / А.Ж. Жафяров // Вестник педагогических инноваций. — 2005. — № 1(2). — С. 13–32.

6. Кабарухин В.Г. Развитие индивидуального творческого мышления — основа новой технологии подготовки инженерных кадров [Текст] / В.Г. Кабарухин; отв. ред. В.Г. Кабарухин // Вопросы повышения качества подготовки специалистов в инженерно-технических вузах: межведомственный тематический научный сборник. — Таганрог: ТРТИ, 2000. — С. 22–25.

7. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин. — М.: Наука, 1997. — 223 с.

8. Матюшкин А.М. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей [Текст] / А.М. Матюшкин. — М.: Омега-Л, 2008. — 368 с.

9. Педагогика и психология высшей школы [Текст] / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. — 544 с.

10. Попов Е.И. Система РИТМ: принципы, организация, историческое содержание [Текст] / Е.И. Попов // Высшее образование в России. — 1998. — № 4. — С. 109–115.

11. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия [Текст] / А.И. Пригожин. — М.: Политиздат, 1989. — 270 с.

12. Ряписов Н.А. Организационно-экономические резервы повышения качества российского образования [Текст] / Н.А. Ряписов // Вестник педагогических инноваций. — 2006. — № 3(7). — С. 27–39.

13. Устынюк Ю.А. Можно ли сесть в уходящий поезд [Текст] / Ю.А. Устынюк // Химия и жизнь. — 1989. — № 8. — С. 4–12.

14. Шамова Т.И. Управление образовательными системами [Текст] / Т.И. Шамова. — М.: Академия, 2007. — 384 с.

15. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения [Текст] / П. Юцявичене. — Каунас: Швиеса, 1989. — 272 с.

16. Hurst R. Mini courses at Purdue University: An Interius Report in J.B. Creager, D.L. Murray, Eds., The Use of Modules in Biological Sciences [Теxt] / R. Hurst, S. Postlethwait. — The American Institute of Biological Sciences, 1971. — Pр. 29–38.

17. Russell J. Modular Instruction [Теxt] / J. Russell // A. Guide to the Design, Selection, Utilization and Evalution of Modular Materials. — Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974. — 164 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?