УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Автор вводит понятие «учебная ситуация развития исследовательского потенциала школьника», представляет характеристики учебных ситуаций развития исследовательского потенциала школьника, дает их классификацию. Каждая из учебных ситуаций отражает синтез идей целостности, культурогенеза, системогенеза. Последовательность учебных ситуаций развития исследовательского потенциала школьника свидетельствует о движении, в котором школьник сначала делает шаги по линии культурогенеза на одном уровне сложности, а затем переходит на линию культурогенеза на следующем уровне сложности. Материалы исследования обеспечивают возможность перехода к способам моделирования учебных ситуаций развития исследовательского потенциала школьника, их выстраивания в определенной последовательности в дидактическом модуле и реализации в практике обучения.

Ключевые слова:
методологический подход, исследовательский потенциал школьника, образовательный стандарт, учебная ситуация, целостность, культурогенез, системогенез.
Текст

Внедрение нового ФГОС в практику школьного образования требует понимания учителями профильной школы сущности учебных ситуаций развития исследовательского потенциала школьников, который является новым результатом обучения. В ходе научного поиска исследовательский потенциал школьника определен нами как интегральная и системная характеристика динамичного ресурса, включающего единство развитых природных задатков (интеллекта, сензитивности к новизне ситуации, исследовательской активности, коммуникативности), ценностно-смыслового отношения к результатам исследования, обобщенных знаний о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, умений использовать научные методы познания окружающего мира, который в разной мере актуализируется в виде диапазона и величины проявлений школьником себя в качестве исследователя в ходе целенаправленного получения им результатов познания (понимания себя, других людей, мира) и обеспечивает эффективную перестройку направления и содержания познавательной деятельности, творческую продуктивность, личностное самоопределение и творческое саморазвитие.

Список литературы

1. Краснова Л.А. Содержание образования: традиции и перспективы развития // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). С. 35–44.

2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 330

3. Иванченко Г.В. Человеческий потенциал: развитие личности в образовательной среде // Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения. Под ред. Б.Г.Юдина. М.: Институт человека РАН, 2002. С. 167–178.

4. Bertalanffу L. von. General System Theory. Foundations, Development, Applications. N.Y.: Braziller, 1968. рр. 55–56, 83–84.

5. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. 2-е изд., испр. и доп. М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 15.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. C. 58.

7. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. 2010. № 7. С. 209–216.

Войти или Создать
* Забыли пароль?