В статье, на основе многолетнего изучения педагогических ресурсов и возможностей социальной среды, приводятся результаты исследований, позволяющие по новому взглянуть на имеющие место взгляды к совершенствованию профессионального образования в условиях его модернизации и представить их в обобщенном виде в виде социально-педагогического подхода к профессиональной деятельности. Сущность данного подхода заключается в реализации педагогического потенциала социума в процессе организации и достижении целей профессионального образования.
социально-педагогический подход, деятельностный подход, ресурсы и возможности социальной среды, педагогический потенциал социума, принцип культуросообразности, принцип социумности.
За последние десять лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики.
Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других нормативных документов. Развитие вариативности образовательных программ и выбор обучаемым уровня и вида образования, большей ориентации образования на требования рынка, развитие интеграции образовательных и научных учреждений, произ-водственных предприятий самой жизнью выдвинуло социально-педагогический подход в деятельности учреждений образования.
Если раньще в педагогической науке и практике велась речь фактически о трех подходах — половозрастном, индивидуальном и деятельностном, то в настоящее время их перечень существенно пополнился. В современной научно-методической литературе предлагается применять в своей деятельности системный, полисубъектный, синергетический, культурологический, этнопедагогический, антропологический, личностно-ориентированный, средовой, вариативно-модельный, социокультурный, коммуникативный, компетентностный, ситуационный и ряд других подходов, составляющих методологические основы педагогической науки [2].
1. Нечаев М.П. Моделирование развития культурно-образовательной среды в условиях системных изменений [Текст] / М.П. Нечаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 4. — С. 16–20.
2. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата; под общ. ред. В.С. Торохтия. — М.: Юрайт, 2015. — 451 с.
3. Торохтий В.С. Социально-педагогический подход в деятельности образовательного учреждения: сб. науч. тр. [Текст] / В.С. Торохтий; под ред. В.Г. Бочаровой. — М.: СПб.: Нестор-История, 2014. — 484 с.
4. Торохтий В.С. Современные проблемы социальной педагогики [Текст] / В.С. Торохтий. — Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. — 333 с.