РОЛЬ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ КУРСОВ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ В ПОДГОТОВКЕ ТЮРЕМНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ (1917 Г.)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются историко-педагогические аспекты создания и функционирования в 1917 году пенитенциарных курсов подготовки пенитенциарного персонала. С учётом преемственного влияния опыта прошлого на современное состояние подготовки отечественного пенитенциарного персонала показана актуализация историко-педагогического осмысления эволюции её становления. На основе анализа научных историко-педагогических источников выявлены общественно-исторические предпосылки к созданию пенитенциарных курсов после февральской революции 1917 года. Основное внимание в статье уделяется анализу их организационно-педагогической структуры. Анализируется содержательная сторона программы подготовки пенитенциарного персонала и подбор преподавательского состава. Проводятся параллели с современными исследованиями в области концепции личностно-ориентированного подхода в образовании. Даётся авторский взгляд на роль пенитенциарных курсов в подготовке современных сотрудников отечественного пенитенциарного ведомства.

Ключевые слова:
профессиональная подготовка, история образования, пенитенциарный персонал, пенитенциарные курсы, пенитенциарное ведомство.
Текст

В современном российском обществе в связи с глобальными внешними изменениями и под воздействием естественных внутренних эволюционных процессов в значительной мере трансформировались функции специалиста практически любого вида деятельности. Не стала исключением и пенитенциарная действительность. Как показывает многолетняя практика автора и проводимые исследования [5], профессиональная подготовка (также как и повышение квалификации) пенитенциарного персонала, наполненная не только востребованным, а от того и необходимым содержанием, но и педагогическим смыслом, стала насущной потребностью такого специалиста в его адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, отчасти модифицирующимся под воздействием различных факторов.

Список литературы

1. Архив новейшей истории России. Серия «Публикации». Т. VII. Журналы заседаний Временного правительства: Март–октябрь 1917 г. [Текст]. В 4 т. Т. 1: Март-апрель 1917 г. / отв. ред. тома Б.Ф. Додонов, сост. Е.Д. Гринько и О.В. Лавинская. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. — 448 с.

2. Бим-Бад Б.М. Очерки по истории педагогики [Электронный ресурс] / Б.М. Бим-Бад. — URL: http://www.bim-bad.ru/docs/Studies_in_history_of_education/studies_in_history_of_education.pdf (дата обращения 6.12.2015).

3. Вершинин А. Об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления [Текст] / А. Вершинин // Биржевые ведомости. — 1917. — 18 марта.

4. Волошин Д.В. Ретроспективный анализ подготовки тюремного персонала за рубежом и использование этого опыта в царской России [Текст] / Д.В. Волошин // Человек: преступление и наказание. — 2014. — № 2 (85). — С. 83—86.

5. Волошин Д.В. Формирование профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации [Текст] / Д.В. Волошин: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Томск, 2008. — 21 с.

6. Волошина Л.А. Проблемы подготовки профессиональных кадров педагогов и улучшения их материального положения на Южном Урале в 1930-е годы [Электронный ресурс] / Волошина Л.А., Леонтьева Е.А. // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. — 2014. — № 4. — С. 101—106. URL: http://vestospu.ru/archive/2014/articles/11_12_2014.pdf (дата обращения 6.12.2015).

7. Дружилов С.А. Вузовская и академическая среда в России начала ХХ в. [Текст] / С.А. Дружилов // Вопросы образования. — 2013. — № 2. — С. 270—280.

8. Исаев М. Пенитенциарные курсы [Текст] / М. Исаев // Вестник пенитенциарных знаний. — 1917. — № 1-6 (Февраль — июль). — С. 101—103.

9. Дюков Л.В. История отечественного государства и права: учеб. в 2 ч. Ч. 1 [Текст] / Л.В. Дюков [и др.]; под ред. О.И. Чистякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 430 с.

10. Каиль М.В. Из истории становления университетского образования в Советской провинции [Текст] / М.В. Каиль // Вопросы образования. — 2013. — № 1. — С. 256-272.

11. Михеенков Е.Г. К вопросу о реализации уголовно-исполнительной политики Временного правительства в Сибири в 1917 г. [Текст] / Е.Г. Михеенков // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. статей. — Томск: Изд-во ТГУ, 2011. — Ч. 50. — С. 79—80.

12. Печников А.П. Главное тюремное управление Российского государства (1879 — октябрь 1917) [Текст]: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / А.П. Печников. — М., 2002. —415 с.

13. Приказ начальника Главного тюремного управления от 17 марта 1917 г. № 2 [Текст] // Вестник пенитенциарных знаний. — 1917. — № 1–6 (Февраль–июль). — С. 72–73.

14. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. — М.: Логос, 1999. — 272 с.

15. Стручков Н.А. Становление советского исправительно-трудового права (октябрь 1917 г. — 1925 г.). — Вып. 1. — Ч. 1 [Текст] / Н.А. Стручков [и др.]. — Рязань: РВШ МВД СССР, 1984. — 120 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?