В статье рассматривается социально-экономическое содержание образовательных услуг, требования к оказанию образовательных услуг, нормативно-правовое регулирование платных образовательных услуг в Российской Федерации, современные тенденции развития рынка образовательных услуг в мире.
образование, образовательная услуга, договор, платные образовательные услуги, заказчик и исполнитель, рынок образовательных услуг, Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), качество образования.
Классики экономической теории определяли понятие «услуга» как «…полезное действие той или иной потребительной стоимости — товара ли, продукта ли» [11, c. 203–204].
Подобная наиболее общая трактовка понятия «услуга» применима к действию любой полезности. Эта трактовка способствует более четкому раскрытию специфических характеристик указанного понятия, а также имеет определенное методологическое значение для правильного понимания сущности услуги. Конкретизируя приведенное выше определение, можно утверждать, что услуга вообще означает полезное действие труда, выступающего в качестве деятельности.
Услуга — это… определенная целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда [8, c. 339].
Особенность потребительной стоимости труда в качестве услуги состоит именно в том, что труд выступает в этом случае полезностью для других членов общества, юридических и физических лиц в форме специфической деятельности.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон РФ от 07.02.1993 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
3. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2013 г. № 1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 ноября 2013 г. № 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам».
8. Большая советская энциклопедия: том 27. — третье издание. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1977. — 623 с.
9. Куров С.В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект: учебное пособие. М.: РАГС, 1999. — 120с.
10. Владыкина Т.А. К понятию образовательной услуги высшего учебного заведения/ Юрист ХХ века: реальность и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (19-20‑апреля 2001 года). — С. 86.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Т. 23 / К. Маркс, Ф Энгельс. –М.: Политиздат, 1981. — 907 с.
12. Рубин Ю.Б. Формирование эффективных стратегий взаимодействия в сфере оценки гарантий качества образования в мировой и российской практике// Высшее образование в России. — 2009. — № 2.
13. Болонский процесс: Бергенский этап / Под науч. ред.: В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: РосНОУ, 2005.
14. Болонские преобразования: проблемы и противоречия // Высшее образование в России. — 2009. — № 7.