с 01.01.2015 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье обобщены основные результаты исследований, которые представлены в монографии «Рынки труда и образовательных услуг России: реалии и перспективы». Монография посвящена анализу состояния и тенденциям развития рынка труда и рынка образовательных услуг России.
рынок труда, рынок образовательных услуг.
В 2016 г. в научно-издательском центре «ИНФРА-М» выходит в свет монография «Рынки труда и образовательных услуг России: реалии и перспективы» [1], подготовленная коллективом авторов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства совместно с Институтом проблем управления РАН.
В монографии представлены результаты исследований проблем, связанных с трансформацией региональных рынков труда вследствие активизации социально-экономических процессов как в российском, так и международном масштабе.
Исследовательские материалы монографии представляют собой всесторонний анализ современного состояния регионального рынка труда, содержат прогнозы его дальнейшего развития с точки зрения проводимых мероприятий в сфере усовершенствования государственной политики в области занятости.
Первый раздел «Общие проблемы рынка труда России» содержит теоретический и аналитический материалы по проблемам устойчивости функционирования рынка труда как социально-экономической системы, рассматривает факторы, обеспечивающие его устойчивость; анализирует процессы реформирования институционально-правовых основ в сфере трудовых отношений; выявляет тенденции внутренней миграции населения Российской Федерации.
Во втором разделе «Трудовой потенциал организации и регулирование оплаты труда» рассматриваются вопросы, связанные с обоснованием особенностей трудового потенциала как стратегического ресурса формирования инновационной экономики; раскрыта сущность инновационного трудового потенциала и представлены результаты его оценки в Пензенском регионе; проанализированы проблемы информационной асимметрии на рынках труда, влияющие на процессы трудоустройства и занятости в регионах; рассмотрены проблемы формирования конкурентной системы оплаты труда в условиях регионально ориентированной экономики; выявлены новые возможности использования неформальной занятости и др.
В третьем разделе монографии «Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг» выявлены принципы взаимосвязи регионального рынка труда и рынка образовательных услуг; обозначен круг проблем, связанных с проблемами занятости молодежи; рассмотрены принципы управления взаимодействием высшего учебного заведения с внешней средой как важной основой формирования его репутации, определена роль управленческого персонала высших учебных заведений в обеспечении качественного образования и трудоустройства выпускников, обоснованы факторы формирования и развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности студентов, предложены пути развития студенческого бизнеса и др.
В результате проведенных исследований авторами получены и отражены в монографии следующие научные результаты.
- Уточнено понятие «региональный рынок труда» и выявлены особенности функционирования рынка труда Пензенского региона в условиях рыночной экономики как открытой системы, чутко реагирующей как на внутреннюю, так и на внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру.
- Обосновано, что в современной ситуации, характеризующейся сокращением темпов развития мировой экономики в целом и российской экономики в частности, возникает необходимость государственного воздействия на рынок труда посредством следующих механизмов: развитие институтов социального партнерства, активизация деятельности институтов занятости, активизация института трудовой мобильности и осуществление консультативной поддержки субъектам рынка услуг.
- Обосновано, что внутренняя миграция населения обусловлена различными причинами и различиями в экономическом развитии регионов. При этом население будет выбирать более развитые регионы, уезжая из депрессивных регионов, что в итоге приведет к перенаселению и проблемам в одних регионах и к снижению численности населения и дальнейшему упадку – в других. Создание условий не только для труда, но и для нормального проживания населения на территории определенного региона позволяет снизить уровень возможной миграции населения и дает предпосылки для развития региона.
- Отмечено, что инновационный трудовой потенциал представляет собой новую экономическую категорию. Процесс формирования инновационного трудового потенциала индивида, организации или предприятия, региона является неотъемлемой частью трудового потенциала страны. В современных быстро меняющихся условиях вызванных процессами глобализации, интеграции, социально-экономических преобразований, возникает острая необходимость формирования системы управления формированием и реализацией инновационного трудового потенциала. Обеспечение инновационной деятельности и инновационного производства значительно зависит от эффективной системы управления как на региональном уровне, так и на уровне отдельного предприятия.
- Показано, что в XXI веке рынок человеческих ресурсов в России становится более гибким, тяготеющим к менее жестким формам, распространение получают такие виды занятости, общей чертой которых является снижение зависимости работника от работодателя. Обоснована экономическая и социальная роль неформальной занятости, рассмотрена ее структура. Установлено, что все виды неформальной занятости имеют общую черту – нестабильность в системе социального обеспечения, правовой защиты, доступа к рынку капитала.
- Обоснована важная и значимая роль выпускающих кафедр высших учебных заведений в процессах трудоустройства выпускников. Отмечено повышение значимости контактов кафедр с потенциальными организациями-работодателями – 42,8% (в 2003 г. таких кафедр было только 32,3%); 51,8% указали, что их кафедра способствует трудоустройству выпускников только в том случае, когда есть заявки от организаций. Для выпускающей кафедры вуза предложены мероприятия по повышению качества практико-ориентированного образования и эффективности трудоустройства выпускников.
- Уточено, что возросшая роль высшего профессионального образования влияет на ускорение процесса интеграции бизнес-сообществ и образовательных учреждений, которые нуждаются в более эффективных механизмах и инструментах взаимодействия, что будет способствовать не только совершенствованию учебного процесса, но и позволит учитывать индивидуальные производственные и региональные потребности в высококвалифицированных специалистах.
- Выявлены современные тенденции развития российского общества в целом и экономической сферы в частности, связанные с развитием предпринимательства и требующие развития соответствующих качеств и компетенций у молодежи. В этих условиях необходимо, чтобы образовательная политика государства способствовала достижению качественного образования, соответствовала актуальным и перспективным запросам личности, общества и экономики страны.
Монография, ставшая обобщением предыдущих многочисленных работ коллектива авторов [2–40], будет полезна студентам экономических специальностей при подготовке к семинарским занятиям, аспирантам, преподавателям, а также широкому кругу читателей, интересующихся исследованиями рынка труда и рынка образовательных услуг.
1. Рынки труда и образовательных услуг России: реалии и перспективы [Текст]: монография; под общ. ред. Р.М. Нижегородцева, Г.А. Резник, С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2016.
2. Петухов Н.А. Регрессионное моделирование связи между уровнем занятости и объемом ВРП на душу населения для регионов Российской Федерации [Текст] / Н.А. Петухов, Р.М. Нижегородцев, Н.П. Горидько // Модернизация экономики и управления: I Международная научно-практическая конференция, 27 марта 2013 г.: Сб. науч. трудов; под общ. ред. В.И. Бережного. – Часть I. – Ставрополь: Ставролит, 2013. – С. 19–21.
3. Нижегородцев Р.М. Трудовая миграция как инструмент повышения качества человеческого капитала [Текст] / Р.М. Нижегородцев // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2014. – № 3. – С. 6–10.
4. Резник Г.А. Социально-экономический потенциал региона: сущность и методологические подходы к исследованию / Г.А. Резник, Н.А. Коробкова // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 7 (36). – С. 153–156.
5. Резник Г.А. Оценка имиджа вуза субъектами рынка образовательных услуг [Текст] / Г.А. Резник, Ю.С. Пономаренко, А.С. Колесникова // Russian Journal of Management. – 2015. – Т. 3. – №. 2. – C. 173–182. – DOI: 10.12737/11869
6. Резник Г.А. Инновационный трудовой потенциал – стратегический ресурс развития инновационной экономики [Текст] / Г.А. Резник, Д.Р. Амирова // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 6 (47). – С. 306–309.
7. Резник Г.А. Инновационная среда в регионе как основа формирования предпринимательских инициатив студентов [Текст] / Г.А. Резник // Russian Journal of Management. – 2015. – Т. 3. – № 3. – C. 220–227. – DOI: 10.12737/12074
8. Резник Г.А. Рынок труда как фактор устойчивого развития региона [Текст]: монография / Резник Г.А. [и др.]; под ред. Г.А. Резник. – Пенза: ПГУАС, 2004.
9. Суханова Т.В. Денежные доходы населения как показатель устойчивости национальной экономической системы [Текст] / Т.В. Суханова // Сборник статей XI Международной научно-практической конференции «Проблемы социально-экономической устойчивости региона». – Пенза: РИО ПГСХА, 2014. – С. 82–86.
10. Суханова Т.В. Дифференциация заработной платы как основного элемента денежных доходов: факторы, масштабы и последствия [Текст] / Т.В. Суханова // Сборник статей XII Международной научно-практической конференции «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие». – Пенза: РИО ПГСХА, 2014. – С. 89–92.
11. Резник С.Д. Репутация высшего учебного заведения: компоненты и модель репутации современного вуза [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. – № 3.
12. Резник С.Д. Репутация как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности российского вуза [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Университетское управление: практика и анализ. – 2014. – № 2. – С. 81.
13. Резник С.Д. Система и механизмы управления репутацией высшего учебного заведения [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Университетское управление: практика и анализ. – 2010. – № 2. – С. 51–57.
14. Резник С.Д. Управление репутацией высшего учебного заведения [Текст]: монография / С.Д. Резник, Т.А. Юдина. – М.: ИНФРА-М, 2014.
15. Юдина Т.А. Репутация высшего учебного заведения и ее потребители [Текст] / Т.А. Юдина // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 1. – С. 107–114.
16. Резник С.Д. О повышении репутационной ответственности университета [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Russian Journal of Management. – 2015. – Т. 3. – № 5. – C. 527–534.
17. Резник С.Д. Заведующий кафедрой вуза: черты коллективного портрета [Текст] / С.Д. Резник, С.М. Васин, О.А. Сазыкина // Социологические исследования. – 2003. – № 6. – С. 106.
18. Резник С.Д. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики [Текст]: монография / С.Д. Резник, С.М. Васин, О.А. Сазыкина; под ред. С.Д. Резника. – Пенза: ПГАСА, 2003.
19. Резник С.Д. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. – 2008. – № 6. – С. 57–61.
20. Резник С.Д. Управленческое резервирование и его роль в повышении профессионализма университетского менеджмента [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. – 2013. – № 3. – С. 46–52.
21. Резник С.Д. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин. – М.: ИНФРА-М, 2014.
22. Резник С.Д. Ректоры России: система и механизмы профессионального становления [Текст]: монография / С.Д. Резник, Г.Б. Фомин, О.А. Сазыкина; под ред. С.Д.Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013.
23. Резник С.Д. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности [Текст]: монография / С.Д. Резник [и др.]; под редакцией С.Д.Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013.
24. Резник С.Д. Моделирование компетенций заведующих кафедрами российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. – 2015. – Т. 3. – № 2. – C. 140–149. – DOI: 10.12737/11864
25. Резник С.Д. Управление функциональными процессами на вузовской кафедре: результаты социологического мониторинга заведующих кафедрами российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. – 2015. – Т. 3. – № 4. – C. 407–418. – DOI: 10.12737/13108
26. Резник С.Д. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска [Текст] / С.Д. Резник, М.В. Черниковская, А.А. Сочилова // Проблемы современной экономики. – 2013. – № 3 (47). – С. 399–402.
27. Резник С.Д. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студенческой молодежи России: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: монография / С.Д. Резник, Е.С. Коновалова, А.А. Сочилова; под ред.С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013.
28. Кучигина С.К. Гендерные аспекты современного рынка труда [Текст]: монография / С.К. Кучигина. – Пенза, 2013.
29. Резник С.Д. Как исполнительная власть содействует трудоустройству молодежи [Текст] / С.Д. Резник, А.Е. Черницов // Кадровик. – 2007. – № 10.
30. Черницов А.Е. Пензенская область: готовы ли студенты к предпринимательской деятельности? [Текст] / А.Е. Черницов // Человек и труд. – 2012. – № 12. – С. 36–38.
31. Резник С.Д. Технологии интенсивного формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов высших учебных заведений [Текст]: монография / С.Д. Резник, А.Е. Черницов. – М.: ИНФРА-М, 2015.
32. Резник С.Д. Механизмы управления организационной культурой в студенческой среде [Текст] / С.Д. Резник, М.В. Черниковская // Университетское управление: практика и анализ. – 2010. – № 1. – С. 58–63
33. Резник С.Д. Организационная культура студенчества: система и механизмы управления [Текст] / С.Д. Резник, М.В. Черниковская // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – № 9. – С. 35–42.
34. Резник С.Д. Управление личностной культурой студенчества — важный фактор повышения социокультурного уровня общества [Текст] / С.Д. Резник, М.В. Черниковская // Russian Journal of Management. – 2014. – Т. 2. – № 2. – С. 91–97.
35. Макарова С.Н. Гендерные особенности профессиональной подготовки студентов к трудовой деятельности [Текст] / С.Н. Макарова // Женщина в российском обществе. – 2011. – № 2. – С. 69–78.
36. Макарова С.Н. Профессиональная подготовка женской части студенчества к активному продвижению в бизнесе и структурах управленческой деятельности [Текст]: монография / С.Н. Макарова. – Пенза: ПГУАС, 2012.
37. Макарова С.Н. Формирование и развитие лидерских качеств студенток-менеджеров для их активного продвижения в бизнесе и структурах управленческой деятельности: тактика поведения студенток в период обучения в вузе [Текст] / С.Н. Макарова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 415–421.
38. Резник С.Д. Менеджмент: технологии профессионального продвижения женщин в менеджменте и бизнесе [Текст]: учебное пособие / С.Д. Резник, С.Н. Макарова. – М.: ИНФРА-М, 2014.
39. Резник С.Д. Профессиональная и социальная подготовка молодежи к реальной жизни: опыт регионального вуза [Текст] / С.Д. Резник, С.Н. Макарова // Экономическая наука современной России. – 2014. – № 3 (66). – С. 147–160.
40. Резник С.Д. Профессиональная подготовка молодежи: смогут ли студентки стать менеджерами? [Текст] / С.Д. Резник, С.Н. Макарова // Народонаселение. – 2003. – № 1 (19). – С. 60–73.