ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья основана на результатах исследования проблемы формирования профессионального самоопределения и построения профессиональной типологии личности и посвящена тому, как знание индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей обучающихся позволит в ходе обучения в вузе не только адекватно использовать природные склонности и способности, но оказать помощь в формировании индивидуального стиля деятельности. Это позволяет компенсировать недостаток развития одних компонентов развитием других, а в итоге – эффективно решать одни и те же профессиональные задачи людям с различным сочетанием операциональных компонентов в структуре личности. Поэтому в данном случае целесообразно акцентировать внимание на типологическом подходе к изучению сходства черт личности под воздействием профессии, и, беря его за основу, предлагается более гибкое изучение данной проблемы, предполагая возможность существования нескольких типов внутри одной профессиональной общности. Следовательно, возможно динамическое развитие качеств личности при наличии сильно выраженной мотивации к профессиональной деятельности. Это направление исследований особенно актуально в связи с происходящими в обществе политическими и социально-экономическими преобразованиями и введением профессиональных стандартов, требуются существенные перемены в подготовке специалистов. В настоящее время существует достаточно серьезный разрыв между требованиями работодателей на рынке труда и знаниями, умениями и навыками, которые получают выпускники в процессе обучения. Профессиональные стандарты, регламентирующие требования к качеству и содержанию труда и являющиеся обязательным элементом оценки качества подготовки выпускника и его готовности к будущей профессиональной деятельности, только описывают необходимые параметры, не отвечая на вопрос, каким образом у молодежи, выбирающей определенную профессию, сформировать эти параметры с учетом индивидуальных особенностей личности. Если же профессиональный выбор человека определяют случайные факторы и не происходит формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения, такие ошибки в дальнейшем будут дорого обходиться и личности, и вузу.

Ключевые слова:
профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, индивидуальный стиль деятельности, современное образование, типологический подход, профессиональные стандарты, развивающие программы.
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]. – В 2 т. / Б.Г. Ананьев. – М., 1980. – Т. 1. – 232 с.; Т. 2. – 288 с.

2. Басов М.Я. Личность и профессия [Текст] / М.Я. Басов. – М.-Л., 1926. – 68 с.

3. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект [Текст]: дис. … д-ра психол. наук / Е.М. Борисова. – М., 1995. – 411 с.

4. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды [Текст] / К.М. Гуревич. – СПб.: Питер, 2007. – 336 с.

5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст] / Е.А. Климов. – М., 1995. – 222 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2010. – 304 с.

7. Князев В.Н. К определению понятия «профессиональное самоопределение» [Текст] / В.Н. Князев, Е.А. Любимова // Вестник ОНУТЦ ОАО ГАЗПРОМ. – 2012. – № 11. – С. 37–40.

8. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности [Текст] / И.С. Кон. – М., 1979. – 175 с.

9. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности [Текст] / Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. – 1983. – № 2. – С. 51–59.

10. Куликова О.А. Портфолио – новый и эффективный инструмент оценивания в вузе [Текст] / О.А. Куликова, А.П. Королев // Вестник ОНУТЦ ОАО ГАЗПРОМ. – 2011. – № 1(9). – С. 32–36.

11. Лазурский А.Ф. Классификация личности [Текст] / Лазурский А.Ф. // Психология индивидуальных различий. – М., 1982. – С. 179–199.

12. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2008. – 320 с.

13. Психология личности [Текст]. – Т. 2. – Самара, 1999. – 544 с.

14. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности [Текст] / В.Ф. Сафин. – Свердловск, 1986. – 146 с.

15. Шадриков В.Д. Психологические аспекты расстановки кадров [Текст] / В.Д. Шадриков. – М., 1974. – 64 с.

16. Holland J. Major programs of research on vocational behavior [Теxt] / J. Holland // Man in a word at work. – Boston, 1964. – P. 259–284.

17. Spranger E. Types of men: The Psychology and Ethics of Personality [Теxt] / E. Spranger. – Hallm (Saale): Nicmeyer, 1928. – 402 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?