Представлены особенности управления изменениями в организации. Дан сравнительный анализ учебников разных авторов, изучающих проблему управления изменениями, а также обзор содержания учебника «Управления изменениями», опубликованного в издательстве «ИНФРА-М».
изменение, организация, управление, управление изменениями.
Одна из основных проблем управления современным предприятием – необходимость его быстрого развития и изменения в соответствии с растущими требованиями экономики. Внешние условия функционирования организации касаются различных показателей ее деятельности, постоянно меняются, требуют гибкости системы управления.
Реформы в организации, связанные с изменением системы управления, практически всегда если не инициируются, то проводятся при непосредственном участии собственников бизнеса. Важно, чтобы служба управления персоналом в лице ее директора имела соответствующий статус, позволяющий ей стоять у истоков организационных перемен, а не просто обслуживать этот процесс.
Основные принципы и практические приемы вовлечения персонала в процесс проведения преобразований в организации и преодоление при этом сопротивления представлены в учебнике «Управление изменениями», подготовленном коллективом авторов под руководством директора Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, победителя Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2001», лауреата Премии Правительства РФ в области образования, заслуженного деятеля науки РФ С.Д. Резника [9].
Авторы делают акценты на необходимость использования новых методик и программ при проведении изменений, обращают внимание на важность человеческих ресурсов, персонала организации и максимальное привлечение их к процессу преобразований, что способствует преодолению сопротивления инновациям и закреплению новых порядков в кротчайшие сроки.
Учебник «Управление изменениями» предназначен для студентов направлений «Менеджмент», «Управление персоналом» и др. Дисциплина «Управление изменениями» является новой для российской системы управленческого образования. И хотя уже издано несколько книг по данной проблематике [1, 11, 12], следует заметить, что все они не в полной мере удовлетворяют потребности в учебной литературе для этого направления.
Одним из первых и наиболее популярных отечественных учебных пособий по курсу «Управление изменениями» (третье издание уже в качестве учебника) является работа доцента Высшей школы менеджмента СПбГУ Г.В. Широковой «Управление изменениями в российских компаниях» [11]. Автор учебника опирается не только на теоретические обобщения, но и на личный опыт управленческого консультирования, что придало дополнительный вес материалу. Отметим обширное использование зарубежных литературных источников, многие из которых в российском переводе не издавались.
В учебнике приведены практические примеры, позволяющие перенести знания об управлении изменениями из теоретической области в прикладную. Важным достоинством работы является учет российской специфики в процессе управления изменениями. Хотя особенности управления изменениями в России отражены, на наш взгляд, не очень системно. Книга написана простым языком, что облегчает ее понимание студентами, содержит множество примеров и ссылок на мнения авторитетных исследователей. В конце каждой главы приведены вопросы для обсуждения, помогающие улучшить понимание и закрепить изученный материал, способствующие развитию поднятых в главе вопросов и побуждающие к самостоятельному размышлению (поиск возможностей) их практического применения. Удачное использование множества схем и таблиц способствует улучшению восприятия материала.
Серьезной работой в области управления изменениями является учебное пособие В.Н. Эйтингона «Стратегическое управление организационными изменениями» [12]. Пособие ориентировано в большинстве своем на практикующих менеджеров. К достоинствам данной работы относятся наличие рекомендаций и практических заданий, логической последовательности проведения процесса управления преобразованиями, которая преобладает над изучением отдельно взятых методов. Наличие методического руководства по изучению курса, с одной стороны, является удобным для преподавателя, но, с другой – переводит его в разряд учебно-методической литературы, сужая возможности его использования в учебном процессе.
В пособии акцент делается на стратегический характер управления изменениями, что дает возможность уделить внимание внутренним ресурсам развития организации. Однако внешние факторы и ресурсы при рассмотрении находятся в подчиненном положении, что делает процесс развития организации зависимым в большей степени от внешних условий.
Еще одной работой по управлению изменениями является учебное пособие О.В. Кожевиной «Управление изменениями» [1]. Автор ставит четкие и значимые задачи, позволяющие подойти к решению проблемы раскрытия курса всесторонне, комплексно и системно.
Перечень компетенций, которые предполагаются сформировать в рамках курса при изучении данной проблемы, соответствует требованиям государственного стандарта. Однако, на наш взгляд, представлен не полный перечень компетенций, связанных с этой учебной дисциплиной.
В книге видна авторская позиция, чувствуется практический опыт и глубокая теоретическая подготовка. Все понятия, используемые в учебном пособии, рассматриваются детально, раскрываются и уточняются. Краткие примеры органически встроены в текст работы и существенно облегчают восприятие сложного теоретического материала. Присутствуют пояснения теоретических положений с помощью графиков и схем.
Достоинства и недостатки рассмотренных выше учебников и учебных пособий в области управления организационными изменениями во многом учтены при разработке учебника «Управление изменениями», выполненного коллективом авторов (Резник С.Д., Черниковская М.В., Чемезов И.С.) [9].
Изучение этой дисциплины предполагает, с одной стороны, глубокую теоретическую подготовку, знания и понимание природы, закономерностей, принципов функционирования и развития организации, с другой – имеет высокую практическую направленность и предназначено для овладения конкретными методами, организационно-управленческими инструментами и механизмами управления изменениями в организации.
Изучению дисциплины предшествует освоение таких дисциплин, как «Организационное поведение» и «Персональный менеджмент», в процессе изучения которых развиваются навыки и приобретаются компетенции, необходимые при изучении специфики управления изменениями в организации [2, 3].
Авторы учебника «Управление изменениями» учитывали специфику этих требований, уделяя внимание как теоретическим основам проведения организационных изменений, так и практической составляющей этого важного направления менеджмента.
В учебнике рассмотрены процесс управления изменениями в организации как четкая последовательность этапов изменений в организации, а также методики управления изменениями в отдельных подсистемах организации; показана специфика управления изменениями в разных подсистемах (управление персоналом организации, стратегическое управление, технологические процессы и др.), затрагиваются при этом важнейшие составляющие организационной системы.
Учебник включает 17 глав, объединенных в три модуля (раздела), раскрывающие предмет управления изменениями в организации с трех различных сторон.
Первый раздел «Основы управления организационными изменениями» из семи глав дает обобщенное представление об изменениях и развитии организации. Само понимание особенностей организации при этом углубляется и даже видоизменяется под углом необходимости проведения изменений.
Второй раздел «Этапы управления организационными изменениями» знакомит читателя со спецификой реализации отдельного проекта изменений: начиная с определения потребностей в изменениях и заканчивая контролем. Такое тезисное рассмотрение процесса управления изменениями дает универсальные инструменты для его осуществления практически в любых условиях.
Однако изложение осталось бы неполным, если, рассмотрев общие закономерности и модели изменений, авторы не отразили бы специфику процесса для разных условий. И этим вопросам отводится третий раздел «Управление организационными изменениями в подсистемах организации».
Отмечу, что изложение теоретического материала удачно сопровождается примерами из практики компаний, заданиями для формирования практических навыков – все это должно послужить преодолению абстрактности и теоретизированности и облегчить восприятие материала за счет конкретных примеров, показывающих возможности применения рассматриваемых методов и механизмов.
1. Кожевина О.В. Управление изменениями [Текст]: учебное пособие / О.В. Кожевина. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 286 с.
2. Резник С.Д. Организационное поведение [Текст]: учебник / С.Д. Резник. – М. ИНФРА-М, 2013.
3. Резник С.Д. Персональный менеджмент [Текст] / С.Д. Резник. – М. ИНФРА-М, 2013.
4. Резник С.Д. Персональный менеджмент [Текст] / С.Д. Резник, С.Н. Соколов, В.В. Бондаренко: практикум. – М.: ИНФРА-М, 2010.
5. Резник С.Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации) [Текст]: учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина, О.И. Шестернина. – М.:ИНФРА-М, 2013.
6. Резник С.Д. Механизмы управления организационной культурой в студенческой среде [Текст] / С.Д. Резник, М.В. Черниковская // Университетское управление: практика и анализ. – 2010. – № 1. – С. 58–63.
7. Резник С.Д. Организационная культура российского студенчества в условиях изменений социально-экономической среды [Текст]: монография / С.Д. Резник, М.В. Черниковская. – М.: ИНФРА-М, 2015.
8. Резник С.Д. Организационная культура студенчества: система и механизмы управления среды [Текст] / С.Д. Резник, М.В. Черниковская // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – № 9. – С. 35–42.
9. Резник С.Д. Управление изменениями [Текст]: учебник / С.Д. Резник, М.В. Черниковская, И.С. Чемезов. – 2-е. изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 469 с.
10. Черниковская М.В. Мониторинг практики внедрения изменений в высшем учебном заведении [Текст] / М.В. Черниковская, А.Н. Молькин // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 4. – Ч. 2. – С. 601–605.
11. Широкова Г.В. Управление организационными изменениями [Текст]: учеб. пособие. – СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2009. – 432 с.
12. Эйтингон В.Н. Стратегическое управление организационными изменениями [Текст]: учебное пособие / В.Н. Эйтингон, Н.В. Голикова, Г.В. Голикова. – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2011. – 272 с.