Статья посвящена проблемам качества школьного образования и выработке объективных критериев его оценки. В основе исследования лежит оценка качества математического образования выпускника школы или абитуриента образовательной организации высшего образования. На основании анкетирования, проведенного среди школьных учителей, преподавателей вузов, экспертов по проверке единого государственного экзамена и организаторов предметных олимпиад школьников, разработан интегральный критерий уровня математической образования, названный индивидуальным рейтингом выпускника школы. Он учитывает результаты единого государственного экзамена, дополнительных вступительных испытаний в вуз и достижения в олимпиадах. Статистическое исследование, проведенное на 100 курсантах Академии ФСИН России, подтвердило объективность разработанного критерия и его корреляцию с результатами обучения в вузе, выраженными оценками за экзамен по математике.
школьное образование, оценка качества образования, единый государственный экзамен, олимпиада школьников, интегральный критерий.
1. Шкиндер В.И. Интеграция ест ественнонаучных, математических и социально-гуманитарных знаний как фактор повышения качества высшего профессионального образования [Текст] / В.И. Шкиндер // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. — 2014. — № 2-2. — С. 311-317.
2. Купцов М.И. К вопросу о профессиональном стандарте педагога, преподающего математику [Текст] /М.И. Купцов [и др.] // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. — 2015. — № 1. — С. 73-76.
3. Аксенова Г.И. Субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию курсанта [Текст] /Г.И. Аксенова // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 1. — С. 26-33.
4. Мадер В.В. Введение в методологию математики [Текст] /В.В. Мадер. – М.: Интерпракс, 1995. — 464 с.
5. Маскина М.С. Обучение доказательству математически одаренных учащихся на факультативных курсах [Текст]: дис. … канд. пед. наук:19.05.2003 / М.С. Маскина. — Саранск, 2003. — 187 с.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ М-ва труда и соц. защиты Рос. Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. // Рос.газ. — 2013. — 18 декабря.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28).
8. Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования [Электронный ресурс] // Открытые данные Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://opendata.mon.gov.ru/opendata/7710539135-trud (дата обращения: 11.01.2016).
9. Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2015/16 учебный год: приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 28 августа 2015 г. № 901. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/6277 (дата обращения: 11.01.2016)
10. Пересецкий А.А. Эффективность ЕГЭ и олимпиад как инструмента отбора абитуриентов [Текст] / А.А. Пересецкий, М.А. Давтян // Прикладная эконометрика. — 2011. — № 3. — С. 41–56.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 71).
12. Монахов В.В. Анализ результатов ЕГЭ по математике и физике и интернет-олимпиады по физике [Текст] / В.В. Монахов // Компьютерные инструменты в образовании. — 2011. — № 1. — С. 50–57.
13. Авдеюк О.А. Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль олимпиад по техническим предметам в этом процессе [Текст] / О.А. Авдеюк, Е.Н. Асеева, Е.С. Павлова // Молодой ученый. — 2011. — № 4-2. — С. 72–73.
14. Аксенова Г.И. Проблема адаптации личности в отечественной психологии [Текст] / Г.И. Аксенова, П.Ю. Аксенова // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 4. — С. 28–36.
15. Купцов М.И. Применение информационных технологий к изучению эффективности дополнительных вступительных испытаний в Академию ФСИН России [Текст] / М.И. Купцов // Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации): сб. тез.выступлений участников. Рязань, 5–6 декабря 2013 г. — Рязань: Академия ФСИН России, 2013. — С. 276-277.
16. Купцов М.И. Единый государственный экзамен как инструмент мониторинга состояния школьного математического образования [Текст] / М.И. Купцов, М.С. Маскина, С.А. Моисеев // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. — 2014. — № 4-5. — С. 132-134.
17. ЕГЭ: объективность и эффективность [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Пресс-выпуск № 3019 URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115550 (дата обращения: 29.01.2016).
18. Купцов М.И. Соответствие специальных профессиональных компетенций ФГОС ВПО требованиям профессионального стандарта педагога [Текст] /М.И. Купцов [и др.] // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. — 2015. — № 3. — С. 24-27.
19. Савченко Т.Н. Математическая психология в системе гуманитарного образования Текст] / Т.Н. Савченко // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2009. — № 562. — С. 176–184.