В статье выявляется юридическая регламентация норм о патриотическом воспитании с момента установления первых фактов о возникновении государственности до конца XV века. Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» рассматриваются в историческом развитии с точки зрения права. Цель: выявить непосредственную принадлежность «патриотизма» к праву и традициям, санкционированным государственными органами. Методы: формально-логический метод, который применяется с целью анализа нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты патриотического воспитания с учетом требований принципов историзма, объективности, всесторонности, комплексности и конкретности. Результаты: в исследовании автор определяет патриотизм как юридическую категорию, включающую спектр действий постоянного или коренного жителя государства; в древний период источниками закрепления патриотической деятельности служили писания (летописи) философско-политических деятелей; в период XI–XIII веках нормы о патриотическом поведении содержатся в официальных княжеских уставах; в XIV–XV веках патриотическое поведение получает не только юридическое закрепление в судных грамотах и юридических документах великого князя, но и формируется патриотическая доктрина как в политической, так и религиозной среде; приводятся аргументированные примеры закрепления способов патриотического воспитания в юридических источниках в период становления и развития российской государственности, в сложных военно-политических и внутригосударственных условиях. Выводы: религиозные нормы являются базовой основой формирования патриотических чувств и сознания населения. Патриотизм, являясь чувством, порождает действия, которые являются правоотношениями и, безусловно, должны регулироваться правом. В силу их многократного применения они получают государственное закрепление в законодательных актах.
Ключевые слова: древние источники права, народный эпос, ментальные основы, теория патриотизма, история патриотизма, патриотическая концепция, религиозные нормы, древнерусская правовая политика, преступления против государства, древнерусский порядок управления.
В настоящее время особую остроту и популярность приобретают вопросы формирования патриотического сознания российской нации. «Патриотизм» и «патриотическое воспитание» относятся к самым обсуждаемым категориям. Возникает множество споров об их положительных и отрицательных сторонах. Но мало кто задается вопросом о предпосылках возникновения и процессе исторического развития патриотизма в праве России. Именно данная проблематика определяет актуальность и целесообразность разработки темы.
На развитие цивилизации, культуры в целом, и правовой культуры в частности, непосредственно оказывают влияние исторические процессы: формирование государства, объединение народов, вливание новых народов, принятие религии или ее смена, войны, революции, смена политического режима. Для четкого представления особенностей правовой культуры, выявления и применения эффективных способов ее совершенствования, необходимо исследовать условия ее возникновения и формирования в ходе переломных процессов.
По нашему мнению, основными историческими этапами развития российского общества и государства стали: объединение союзов племен древних славян на европейской части России в V–VIII вв., язычество, укрепление государственного образования Руси в IX в., постоянное отражение иностранной силы, установление христианства на Руси в 988 г., территориальное сплочение Руси, феодальная раздробленность, ордынское нашествие, восстановление российской государственности, формирование многонародного государства во главе с князем (государем, царем), присоединение Сибири, опричнина, гражданская война XVI в. Формирование единой государственности и принятие христианства стали отправной точной возникновения и формирования правовой культуры современной России. Многочисленное народности, объединенные одной верой, населяют Россию и сегодня. Эта та фундаментальная историческая особенность, которую следует учитывать при подписании законопроектов и формировании правовой стратегии в настоящее время.
Безрезультатные внешние вторжения стали показательным примером нерушимости и внутренней силы славянского народа. Сегодня этот факт становится все более актуальным, в силу неоднократных угроз по разделению России. На протяжении 25 последних лет внедрялись идеи политического плюрализма, позиционирование алкоголизма и распущенности как опор демократии, отрицание вечных ценностей, призыв к отвращению собственных права, культуры и традиций. Плюрализм – отсутствие единства, взглядов, т.е. подсознательное внутренние разрушение. Народ делится на группы по взглядам и внутренне разделяется. Вот результат демократии – нет единого взгляда, единой религии, нет единства силы, т.е. внутреннее подсознательное разрушение.
Все основные перечисленные события заложили фундамент для развития правовой культуры в настоящее время. Для эффективной реализации права сегодня необходимы сильное государство – родитель по отношению к народу-ребенку, признание государством человека и его прав как основной ценности (посредством принятия законодательных актов и при реализации права), наличие права выбора, формирование навыка правильного выбора, активное патриотическое воспитание, позиционирование национального достояния страны и народа, наличие эффективного лидера государства, с возможностью многократного переизбрания, а также единой политики курирующей партии, единой идеологии и признание самобытных религиозных и правовых ценностей.
Понятие «патриотизм»
Этимология слова «патриотизм» происходит от латинского «patriōta», что означает «отечество»; от древнегреческого «πατριώτης» – «земляк», «соотечественник», от «от πατήρ» – «отец»; от санскритского и ведического «питри» – «отцы». Для более полного определения понятия «патриотизм» предлагается рассмотреть его с различных точек зрения.
Философский подход рассматривает «патриотизм» как основополагающий элемент культуры личности, проявляющийся в преданности отечеству, любви к нему, гордость за его прошлое и настоящее и желание защищать его. В рассматриваемом подходе патриотизм – это фактически существующие чувства, взгляды, идеи, возникающие в сознании человека при восприятии им окружающей социальной реальности и порождающие соответствующее отношение человека к миру через понятые и принятые им духовные и материальные ориентиры.
Педагогический подход рассматривает «патриотизм» как важнейшую морально-нравственную и духовную составляющие личности. Ее отличительные признаки: активная гражданская позиция, готовность к самопожертвованию ради блага Отечества, уважение к Отечеству, сопричастность к национальной истории, культуре, достижениям общества и государства, принятие и позиционирование ценностей народа, а также преданность и служение им в различных сферах общественно-полезной деятельности. По мнению теоретиков и практиков патриотического воспитания, патриот характеризуется «высоким уровнем развития морально-этических качеств, стремлением внести достойный вклад в развитие государства»1, подчеркивается «нравственное значение» патриотизма «как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение...»2.
В психологии «патриотизм» определяется как положительное ценностное отношение субъекта (личности или общества) к стране (образу страны), проявляющееся на аффективном, когнитивном, нравственном, интенциональном (сознательно-подсознательном), деятельностном уровнях3.
В социологических науках «патриотизм» определяется как общественное явление, которое не может существовать вне субъекта и вне объекта. При этом субъекты патриотизма – это личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие формы организации индивидов. Объектом патриотизма выступает Отечество (Родина) как совокупность элементов природной и социальной среды общества, отличающихся неповторимостью и своеобразием географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических условий бытия для всех форм объединения граждан, которые составляют структуру этого общества.
Социологический подход определяет патриотизм как ценностную ориентацию, основанную на связи личности и Родины на нравственно-эмоциональном уровне при влиянии этнических, географических, религиозных, культурных, исторических и эстетических характеристик. При таком подходе приобретают актуальность руководящие принципы, позволяющие индивиду принимать решения о своем поведении по отношению к месту своего пребывания и окружающему обществу.
С позиций «темпорального подхода»4, выделяется «патриотизм прошлого», «патриотизм настоящего» и «патриотизм будущего».
С точки зрения политологического подхода, патриотизм рассматривается как идеологическая конструкция, подсознательно формирующая готовность служить своей Родине, прививающая любовь к своему Отечеству, но не под действием воспитательных методов, а под влиянием экономико-социальных факторов. В данном случае основной задачей политики является формирование и продвижение «национальной и государственной идеи единства и неповторимости данного народа»5.
Культурология изучает патриотизм как «духовную ценность и <…> ценностную ориентацию социальных общностей»6, которые признаны и приняты обществом как постулат и образец действия, которые понимаются каждым членом общества субъективно. По словам А.Ф. Лосева, «Родина... не есть только территория, она не есть только национальность, она не есть только социальная жизнь. Родина есть Родина. Я знаю, что это нечто большое, великое, нечеловеческое; я знаю, что это что-то прекрасное, желанное и возвышающее»7.
Подходы к формирования патриотизма многозначны: философия изучает патриотизм как бытие; педагогика – как процесс воспитания и привития чувств; психология – как сами чувства; социология – как связь «субъект–объект» и руководящие принципы; политология – как действующую идеологическую конструкцию; культурология – как национальные духовные ориентиры.
В законодательстве РФ понятие «патриот» и «патриотизм» не закреплены, но в теории юриспруденции понятие «патриотизм» исследовалось на протяжении столетий достаточно широко, хотя и косвенно – как часть правового сознания, правового воспитания, правовой культуры, правовой идеологии и т. д. По мнению Ю.П. Сентюрина, история возникновения и формирования патриотической концепции развивалась совместно с Русским государством [5. С. 18–24]. В сознании населения определялось представление об общности происхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, итогом чего стала организация идеи единой русской земли, Руси как государства русского, российского народа, выраженного в едином географическом пространстве, языке, верованиях, исторической памяти о прошлом, – все, что в совокупности составляет Отечество.
Древний период
В древности патриотизм был тесно связан с религией и отражал чувство священного долга поклонения богам родной земли и защиты священных мест их обитания. Это выражается в христианской заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» [4. С. 195]. Основной составляющей древнерусского патриотизма считалась ответственность за свою семью, род, племя, проживающих на родной земле.
До существования писаных законодательных норм упоминание о патриотизме встречается в летописях, в народном эпосе: «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала кагану нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей» [7] (далее – «Слово о законе и благодати») начала XI в., в «Повести временных лет» [8] начала XII в., в «Слове о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова» [6] конца XII в.
«Слово о законе и благодати» Иллариона свидетельствует о распространении христианства на Руси и его развитии как единой духовной идеи. Автор восхваляет князя Владимира и его сына Ярослава как преемника и продолжателя его политики. Илларион подчеркивает идею единства, любви к Руси и гордости за Родину. В данном источнике впервые автор обращается к истории Руси и воспевает ее прошлое. Эта концепция продолжается в «Слове о полку Игореве».
«Повесть временных лет» Нестора стала первой идеологией, обосновавшей христианство как единственную верную и целесообразную религию и призывающей к единству веры. Христианство сыграло роль объединяющего фактора, наиболее подходящего для всех покоренных к тому времени славянских народов. Патриотические идеи, прославляющие покорение многочисленных народов и утверждение Руси в международных делах, также присутствуют в тексте произведения.
«Слово о полку Игореве» впервые содержит идеи исторического и политического единства народов Руси и земель русских князей, там отрицаются междоусобицы и разногласия князей, воспеваются сила и могущество воинов, умение защищать Родину, показаны престиж и значимость дружины, во главу угла ставится стремление возвеличить русский народ, русскую землю. Именно истинная любовь к Родине движет автором в его призывах и получает распространение в народе.
В период формирования государственности складываются первые идеологии патриотического воспитания. Их ключевым аспектами стали формирование мировоззрения религиозного единства народов и, как следствие, единства народа. В источниках воспеваются сила Руси, величие князя и порицаются междоусобные войны. Во всех произведениях авторы призывают ко всенародному единству и укреплению силы государства посредством единения всех народностей. Народный эпос показывает нам, что и сотни лет назад общество задумывалось о выработке методики совершенствования патриотического воспитания духа.
Патриотизм в XI–XIII вв.
Устав Владимира и Устав Ярослава [2. С. 108] регламентируют деятельность христианских церквей как регуляторов общественного и государственного устройства и порядка. Особое место занимали преступления против веры и церкви: чародейство, изготовление ядов, церковная кража, совершение языческих обрядов, осквернение храмов. Устав Ярослава Мудрого предусматривал наказание за следующие преступления: ведьмовство или волхвование (любая деятельность знахарей и т.д.); пострижение головы и бороды; прием еды совместно с некрещеными. Здесь мы видим введение наказания за совершение действий против новой единой христианской идеологии. Некоторые преступления карались не только церковным, но и государственным судом. В этот период происходит разграничение юрисдикции судов, что подтверждает укрепление государства и его вознесение над церковью. Христианство становится инструментом в строительстве воспитательной системы воспитания патриотизма. В историко-правовой науке существует мнение, что княжеские церковные уставы подразделяли преступления, подлежащие церковному суду, на две группы: церковные и церковно-гражданские [1. С. 14].
«Русская Правда» – это главный источник социально-экономических и политических отношений в Древней Руси. В рассматриваемый период закладываются основы не только централизованного государства, но и социальной структуры общества. Наиболее развитой социальной категорией были служилые люди – дружинники: муж, русин, гридин, купчина, ябетник, мечник, иные. Существовали наказания за преступления против морали (регулируемые церковным правом), государства, князя Привилегированное положение служилого населения подтверждает развитие и укрепление государственных патриотических идей защиты семьи и родной земли.
Патриотизм в XIV–XV вв.
Со второй половины XIV в. клич «За землю русскую!» возродился в сочетании с другим – «За веру православную!». Православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу [5. С. 18–24]. Псковская Судная Грамота 1467 г. знала такие преступления против государства, как «перевет», т. е. государственная измена; «кримский тать» – воровство из княжеского двора или церковного помещения.
Поскольку христианское вероучение консолидировало идеологические основы древнерусского государства, защита церкви и христианских догматов становится одной из приоритетных задач светской власти. Очевидно, что преступления против веры также следует отнести к числу государственных преступлений. Об этой группе деяний ничего не говорится в Псковской Судной грамоте, однако летописи сохранили и донесли до нас некоторые случаи казни лиц, обвинённых в совершении преступлений против религии [3. С. 25–26]. Следует отметить, что жесткость наказания определялась высокой ценностью установленного общественного порядка и государственного строя, их незыблемостью, нарушение которых не допускалось. В число преступлений, не регламентировавшихся светским законодательством Киевской Руси, входит преступление против религии – «моление под овином» (поклонение языческим богам).
Наблюдается плавный отход государства от санкционирования ответственности за религиозные преступления. Подсудность дел против веры и религии переходит в юрисдикцию церкви. Прерогативой государства становится защита собственных материальных интересов, территориальной целостности и организация войска.
Новгородская Судная грамота 1471 г. предусматривала государственные преступления. Покушение на православную веру считалось особо опасным преступлением, так как было связано с нарушением общественного спокойствия. Ожесточенной было борьба с язычниками и еретиками. Считалось, что они подрывают основы государственности. В связи с развитой системой государственного и муниципального управления Новгородской республики должностные преступления находились под особым контролем вече. Вечевому суду подлежали все чиновники, в том числе князь.
Особенностью Новгородской Судной грамоты было наличие категорий мужей и жен, бояр, житьих, купцов, черных людей. Однако при совершении государственных преступлений представители привилегированных слоёв наказывались более сурово, чем обычные люди.
Источниками Судебника 1497 г. были Русская Правда, Новгородская Судная грамота, Псковская Судная грамота, а также судные грамоты и судебные решения. В связи с этим он отражал и подчеркивал преступления против государства, в том числе против порядка управления. Для древнерусского воина существовал неписаный постулат «стоять насмерть за семью, род, родную землю». Верность родной земле и князю скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимопомощь, чувство «плеча», смелость, отвага, героизм, презрение к смерти во имя спасения родного дома, родной земли. Со временем эти качества стали основой древнерусского патриотизма как важнейшей составляющей социально-политического и духовного развития общества, ставшего важной частью национального менталитета.
Рассмотрены первоисточники, содержащие нормы о патриотизме и патриотическом воспитании населения, составлявшего Русь. Патриотизм, возникший как социально-нравственное явление, со временем трансформируется в правоотношения между воином и государством. Нарушение данного взаимодействия приводит к возникновению ответственности и применению наказания. Патриотическая идеология провозглашала уважительное отношение к государю, порядку управления, населению, труду, а также стремление к единству и к защите места своего нахождения. Патриотизм означает не только «любовь к Родине» в философском и социологическом аспектах, но и законопослушное правомерное поведение в юридическом.
1. Friedrich Karl von Savigny, Vom Beruf Zeit für Geseztgebung und Rechtswissensachft (From the Profession, Time for Legislation and Jurisprudence), 3d ed., Heidelberg, 1840 (a), 12.
2. Lawrence M. Friedman, “Is there a Modern Legal Culture,” Ratio Juris, Vol. 7, No. 2 July 1994, 118.
3. Lawrence M. Friedman, “The Concept of Legal Culture: A Reply” in David Nelken (еd).) Comparing Legal Cultures, Darmouth Publishing, 1997, 34.
4. Lawrence M. Friedman. The Legal System: A Social Science Perspective, Russell Sage Foundation, New York, 1975, 194 and 223.
5. LONGMAN. Dictionary of Contemporary English. 5th. Edition. DVD-ROM.iso
6. Rodney MacDonald. Legal culture. // Discussion Paper, February 23, 2005.
7. Roger Cotterrell. «The Concept of Legal Culture», in David Nelken, (Ed.) Comparing Legal Cultures, Darmouth Publishing, 1997, at 14.
8. Webster´s Online Dictionary with Multilingual Thesaurus Translation // http://www.websters-online-dictionary.org
9. Мрочек-Дроздовский П. Н. История русского государственного права до конца XVII столетия. М.: Издательство Московского университета, 1892. – 428 с.
10. Памятники русского права / Под ред. С.В. Юшкова. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1952. – 392 с.
11. Пятая заповедь. Исх. 31, 17. Евр. 4, 4. 20.12. Втор 5, 16. Мф 15, 4. Мк 7, 10. Еф 6, 2-3. Сир 3, 8. – 56 с. // http://biblia.org.ua/bibliya/vtor.html (дата обращения: 15.01.2015г.)
12. Сентюрин Ю.П. Об историческом понятии «патриотизм»: политические характеристики // Представительная власть. 2007. №4 (77). С. 18-24.
13. Слово о полку Игореве: Сборник / Вступ. статьи Д. С. Лихачева и Л. А. Дмитриева; Сост. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; Реконструкция древнерусского текста и комментарии Н. А. Мещерского и А. А. Бурыкина; Подготовка текстов и примечания Л. А. Дмитриева. — Л.: Сов. писатель, 1985. — 496 с.
14. Ужанков А.Н. Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Иллариона Киевского. – М.: Академика, 2013. – 108 с.
15. Хачатрян А.В. Правонарушения и юридическая ответственность по Псковской Судной грамоте: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань, 2010. — 26 с.
16. Цыб С. В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». Барнаул: Изд-во Алтайск. ун-та, 1995. — 185 с.