АКСИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется аксиологическое значение социального государства с методологических позиций М. Вебера, изложенных в монографии Л.Н. Кочетковой «Философский дискурс о социальном государстве», где впервые в отечественной науке дано нормативно-ценностное определение социального государства и сконструирован идеальный тип социального государства.

Ключевые слова:
философский дискурс, аксиология, социальное государство, феномен.
Текст

Социальное государство является объектом изучения многих научных дисциплин. Юридические науки рассматривают социальное государство как совокупность определенных правовых норм и соответствующих им институтов. В экономической теории социальное государство изучается в контексте исследования функционирования рыночной экономики, где краеугольным вопросом становится определение допустимых пределов вмешательства государства в рыночный механизм. В экономике социальное государство становится объектом внимания еще и в контексте вопроса о социальных издержках производства. История стремится показать во времени процесс становления институтов социального государства в их региональной и национальной специфике. Политология изучает социальное государство как главный институт политической системы и результат действий субъектов политического процесса: партий, классов, правительств. Социология рассматривает социальное государство с точки зрения структуры общества и функционирования социальной сферы. И ни одно из научных направлений не рассматривает социальное государство с аксиологической позиции. Аксиологическое значение социального государства может дать только философский дискурс, которому посвящена во многом новаторская монография Л.Н. Кочетковой «Философский дискурс о социальном государстве». Автор отмечает, что «…философский анализ явления становится необходимым в двух случаях. Первый – когда явление не дифференцировано и недостаточно исследовано частными науками. В этом случае происходит рационализация предположений исследователя. Во втором случае – наоборот: когда явление расчленено и всесторонне исследовано частными науками и необходим синтез, который даст методологическую и аксилогическую основу для дальнейших исследований» [1]. 

Работа автора, ставшая закономерным итогом его многочисленных предыдущих работ по данной теме [2–18], впервые в российской науке отражает наиболее общие основания социального государства, его неизменные базисные черты и принципы, способствующие решению научных и практических задач, связанных с развитием современной теории государства и оптимизации деятельности существующих моделей. Автор отмечает, что сегодня практически все государства проводят ту или иную социальную политику, но социальными, по сути, являются лишь немногие. Выявление фундаментальных, базисных критериев социального государства – главная задача философского дискурса о социальном государстве, предполагающего рассмотрение проблемы на уровне «всеобщего», а не «частного» и позволяющего в силу традиционного предназначения философии понять сущность явления и на этой основе сделать обобщающие выводы [1, с. 4]. Л.Н. Кочеткова в то же время обращает внимание на то, что «…философский дискурс ни в коем случае не подменяет собой правовые, экономические, социологические, политические и исторические концепции социального государства, напротив, является их логическим обобщением и дальнейшим творческим развитием» [там же]. По справедливому замечанию автора, с момента провозглашения России социальным государством в Конституции 1993 года отечественными учеными и специалистами предпринимались попытки разработки междисциплинарной концепции социального государства Российской Федерации. При этом практически не обращалось внимания на аксиологическое значение данного феномена для человека и общества. Поэтому открытие и обоснование ценностного измерения социального государства является еще одной причиной философского дискурса, направленного на процесс рационализации ценностей современного общественного развития. В работе Л.Н. Кочетковой впервые социальные обязанности государства связываются с понятиями частной и публичной автономии граждан, а сама сущность «…социального государства определяется не размером пенсий и пособий, не наличием или отсутствием конституционной нормы, а свободным развитием человека в частной и публичной сфере в условиях демократии» [там же]. Автор неуклонно проводит мысль о социальном государстве как непреходящей ценности эпохи модерна и постмодерна. 

В работе сконструирован идеальный тип социального государства. И на его основе дано философское определение социального государства, отражающее его аксиологическое значение. В этом смысле «…социальное государство – это правовое государство, которое с целью сглаживания классовых противоречий и стабильного развития рыночной экономики гарантирует каждому гражданину такие стандарты материальной жизнедеятельности, которые позволяют ему реализовывать свое право на частную и публичную автономию» [1, с. 189]. Данное определение носит новаторский характер, так как в нем предполагается взаимосвязь между стабильными материальными условиями жизни людей, обеспечиваемыми государством, и возможностью автономии человека в общественной и частной жизни. Ценностное значение социального государства в таком случае заключается в том, что, создавая достойные условия для жизни человека, государство обеспечивает возможности для его свободного развития в условиях демократии. Материальное благосостояние – это не самоцель социального государства, а условие для частной и публичной автономии, ведь там, где отсутствует материальная стабильность, вопросы самореализации и свободного развития человека уходят на задний план. «Аксиологический вывод», который делает автор, заключается в том, что «…активный, свободный гражданин, стремящийся к развитию, может появиться только в социальном государстве, которое гарантирует единство социальных и политических прав. Поэтому многие известные теоретики социального государства ставят знак равенства между социальным государством, справедливостью и свободой» [1, с. 189].

Таким образом, для создания предпосылок социального государства необходимо учитывать не только материальную составляющую, но в не меньшей степени и ценностные, философские основания построения социального государства и гражданского общества. В этом свете исследование Л.Н. Кочетковой весьма актуально.

Список литературы

1. Кочеткова Л.Н. Философский дискурс о социальном государстве [Электронный ресурс] / Л.Н. Кочеткова. – М., 2015. – URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=456179

2. Кочеткова Л.Н. Профессиональные ценностные ориентации студентов технического вуза [Текст] / Л.Н. Кочеткова, Р.Г. Гусейнзаде // Вестник МГТУ МИРЭ. – 2015. – № 2(7). – С. 338–354.

3. Кочеткова Л.Н. Социальное государство в России: двадцать лет спустя [Текст] / Л.Н. Кочеткова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2013. – № 2. – С. 32–40.

4. Кочеткова Л.Н. Актуальные проблемы социального государства в России (к 20-летию принятия Конституции РФ) [Текст] / Л.Н. Кочеткова // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. – 2013. – № 2. – С. 3.

5. Кочеткова Л.Н. Итоги, проблемы и перспективы социального государства в России [Текст] / Л.Н. Кочеткова // Политика и общество. – 2013. – № 3. – С. 256–262.

6. Кочеткова Л.Н. Теория и практика социального государства: социально – философский анализ [Текст] / Л.Н. Кочеткова // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 3. – С. 11–22.

7. Кочетков В. Социальное государство как идеальный тип (к философским основаниям современной политики) [Текст] / В. Кочетков, Л.Н. Кочеткова // Труд и социальные отношения. – 2010. – № 4. – С. 106–114.

8. Кочетков В.В. Антиномия современного государства и гражданского общества [Текст] / В.В. Кочетков, Л.Н. Кочеткова // Философия хозяйства. – 2010. – № 2 (68). – С. 204–218.

9. Кочеткова Л.Н. Было ли советское государство социальным? [Текст] / Л.Н. Кочеткова // Социальная политика и социология. – 2010. – № 12(66). – С. 104–111.

10. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: русский взгляд [Текст] / Л.Н. Кочеткова // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 3. – С. 208–215.

11. Кочетков В.В. Социальное государство и мировой кризис: парадигма преодоления [Текст] / В.В. Кочетков, Л.Н. Кочеткова // Власть. – 2009. – № 3. – С. 13–16.

12. Кочеткова Л.Н. Социальное государство. Опыт философского исследования [Текст] / Л.Н. Кочеткова. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009.

13. Кочеткова Л.Н. Социальное государство. Философский анализ сущности [Текст] / Л.Н. Кочеткова // Личность. Культура. Общество. 2009. – Т. XI. – № 1(46–47). – С. 169–175.

14. Кочеткова Л.Н. Философский дискурс о социальном государстве [Текст] / Л.Н. Кочеткова // Ценности и смыслы. – 2009. – № 3. – С. 6–15.

15. Кочеткова Л.Н. Теория социального государства Лоренца Фонштейна [Текст] / Л.Н. Кочеткова // Философия и общество. – 2008. – № 3. – С. 69–79.

16. Кочеткова Л.Н. Социальное государство и его критики [Текст] / Л.Н. Кочеткова // Личность. Культура. Общество. – 2008. – Т. X. – № 1 (40). – С. 247–252.

17. Кочеткова Л.Н. Построение социального государства: европейский проект [Текст] / Л.Н. Кочеткова // Социальная политика и социология. – 2008. – № 4. – С. 60–70.

18. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: цели и функции [Текст] / Л.Н. Кочеткова // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 3. – С. 68–79.

19. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика [Текст] / Л.Н. Кочеткова // Власть. – 2008. – № 4. С. 39–43.

Войти или Создать
* Забыли пароль?