МУЗЫКА КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Темой данной статьи является рассмотрение и анализ феномена музыки как формы выражения национального самосознания. Отмечается актуальность такого анализа для исследования национального самосознания современной России. Целью представленной статьи является изучение феномена музыки в контексте национального самосознания, определение ее роли в процессах самоопределения нации.

Ключевые слова:
музыка, национальное самосознание, нация, патриотизм, национализм, литература, философия.
Текст

В научных исследованиях последних лет довольно часто прибегают к изучению феномена национального самосознания. Причиной тому служит возрастание значимости проблематики национального самосознания, определения его сущности в современном мире. Вопрос о качественном повышении уровня национального самосознания России сейчас актуален в политической, экономической и духовной среде, так как служит источником единения нации, ее возвеличивания.

Для возвышения, усиления национального самосознания следует произвести два основных мероприятия: во-первых, определить его текущее состояние; во-вторых, повлиять на него.

В научной литературе для цели определения формы национального самосознания служат его классификации по различным признакам. В совокупности распознать вид самосознания можно по таким критериям, как философия, литература, музыка, язык и пр. Таким образом, эти критерии являют собой формы выражения национального самосознания.

Для более подробного рассмотрения нами выбрана музыка как форма выражения и проявления национального самосознания. Причиной тому служит наименьшее раскрытие данной темы в социально-философских исследованиях на текущем этапе развития науки. Поэтому цель статьи определяется нами как изучение феномена музыки в контексте национального самосознания, определение ее роли в процессах самоопределения нации. Исследование мы будем проводить при привлечении практической базы из истории России, ее современного состояния.

Наиболее распространенными формами национального самосознания, выделенными по типу эмоциональной окраски, являются патриотизм и национализм.

Патриотизм сам по себе служит проявлением достаточно высокого морально-эмоционального состояния национального самосознания. 

Наличие патриотизма в обществе с помощью музыки как инструмента анализа можно определить по следующим позициям:

  • представители социальной группы знают гимн своей страны и испытывают положительные эмоции при его прослушивании (чувство национальной гордости, например);
  • позитивная или нейтральная реакция общества на массовые включения музыки патриотической направленности с подачи государства (примером этой позиции может служить исполнение композиции «Этот день Победы!» на государственных праздниках, трансляции по телевидению);
  • отсутствие в явном виде эмоционально негативно настроенных проявлений национализма в музыкальной среде. 

Таким образом, патриотизм как элемент здорового состояния самосознания общества, при его наличии в социуме, не нуждается в коррекции. Возможны, однако, его формирование и поддержка со стороны государства. Осуществлять это можно, используя музыку как форму выражения национального самосознания, в обратном направлении, т.е. насаждением от власти. 

В России примером таких мер можно считать изменение Гимна страны в 2000 г. Цель этого события – повышение национального самосознания, так как новый Гимн (представляющий собой Гимн СССР с несколько измененным текстом) в массовом сознании вызывал большее чувство национального достоинства, чем «Патриотическая песня» М.И. Глинки, бывшая Гимном страны. Возможно, это связано с тем, что произведение М.И. Глинки ассоциировалось с распадом СССР, о чем большое количество народонаселения страны жалело и жалеет до сих пор.

Обращаясь к истории России, проявление патриотичного национального самосознания можно найти в музыке разных эпох. Например, в первой половине XIX в. ярчайшим знаменем патриотизма после окончания Отечественной войны 1812 г. явилось возникновение оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», отразившей стремление всего русского народа в едином порыве защищать свою Родину. Вообще, великие творения признанных классиков русской музыки всегда отражали состояние национального самосознания России, будь то манифест против действующей власти или выражение чувств гражданственности и любви к своему народу, нации, стране.

Однако не только патриотические настроения общества можно диагностировать через музыку. В период все более широкого развития глобализационных процессов, последствием которых является частичное размытие или полное исчезновение понятия этнической идентичности, чаще в обществе возникают социальные явления, служащие противодействию всеобщему усреднению. Такие явления в основном носят характер националистических движений, основанных на желании сохранения национальной индивидуальности в основном за счет проявления негативных реакций по отношению к другим этническим общностям, проживающим рядом. Само собой, появление подобных сообществ негативно сказывается на национальном климате всего социума, повышает социальное напряжение. Более того, на уровне законодательства многих цивилизованных стран действуют запрещения на действие коалиций, целью которых является пропаганда националистического неравенства, расизма.

Если зарождение таких националистически настроенных социальных групп предотвратить достаточно сложно, то выделить такую группу в общей массе возможно. Мы на интуитивном уровне обычно определяем, позитивно или негативно настроен к нам тот или иной человек. Об этом можно судить по его мимике, жестикуляции, интонации речи. В отношении группы людей и определения типа самосознания этой группы работает тот же инстинктивный принцип. Только мы обращаем внимание на другие маркеры: идеология, особенности в одежде, предпочтения в музыке и их интерпретация носителями самосознания. 

В данный момент на территории России существует множество музыкальных групп и индивидуальных авторов, в своем творчестве выражающих экстремистские настроения. На основе решений судебных органов они могут быть занесены в Федеральный список экстремистских материалов, однако для этого необходимо, чтобы народные массы поднимали вопрос о судьбе таких творений, а для этого общество должно быть в большинстве своем настроено антирасистски.

На примере истории позднего СССР мы можем видеть, что музыка как форма выражения национального самосознания не всегда носит однозначно позитивный или негативный характер. В связи с этим речь идет о таком явлении, как русский рок. Это музыкальное направление в 1980-х и 1990-х гг. демонстрировало пренебрежительное отношение к действующей власти, а массовое увлечение этой музыкой в народе – разрыв в его самосознании между государством и обществом. Можно заметить, что масштабное распространение этого феномена было предвестником событий начала 1990-х, а многие отдельные музыкальные композиции до сих пор представляют собой революционные гимны в представлении социума. Отметим также, что власть, наблюдая за нагнетанием обстановки в обществе, пыталась влиять на состояние национального самосознания через субъекты его выражения. Существовали ограничения на творчество некоторых групп, создавались и пропагандировались с государственной поддержкой рок-коллективы, лояльные к власти.

Итак, возвращаясь к цели нашего исследования, мы можем сделать выводы о том, что, во-первых, музыка однозначно может считаться формой выражения национального самосознания общества. В истории самосознания России она всегда служила одним из наиболее ярких средств его выражения наравне с литературой и философией. Во-вторых, с помощью музыки можно определить состояние национального самосознания и повлиять на него. Следовательно, перед научным миром открывается еще одна грань изучения национального самосознания как крайне важного феномена определения массового сознания, в частности в контексте современной России. 

Список литературы

1. Семенов И.Ю. Философия истории. Общая теория исторического процесса [Текст] / И.Ю. Семенов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2013. – 615 с.

2. Крысько В. Этническая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Крысько. – М.: Академия, 2002. – С. 76–88.

3. Ореховская Н.А. Массовое сознание как объект информационно-коммуникативных PR-технологий [Текст]: монография / Н.А. Ореховская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM.

4. Ореховская Н.А. Методы формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма в подростковой среде [Текст] / Н.А. Ореховская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM.

5. Ореховская Н.А. Патриотические ценности в массовом сознании современной российской молодежи (статья) [Текст] / Н.А. Ореховская // Этносоциум и межнациональная культура. – 2013. – № 3(57). – С. 132–136.

6. Ореховская Н.А. Методологические аспекты толерантности массового сознания российского общества (статья) [Текст] / Н.А. Ореховская // Этносоциум и межнациональная культура. – 2012. – № 10. – С. 24–31.

7. Ореховская Н.А. Эволюция массового сознания россиян [Текст]: дис. …д-ра филос. наук / А.Н. Ореховская. – М., 2011.

8. Ореховская Н.А. Толерантность массового сознания молодежи как фактор социально-политической стабильности российского общества / Н.А. Ореховская // Вестник Моск. государственного ун-та культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 145–150.

9. Ореховская Н.А. Толерантность массового сознания – путь к социокультурной интеграции современного российского общества / Н.А. Ореховская // Этносоциум и межнациональная культура. – 2011. – № 4(36). – С. 56–65.

Войти или Создать
* Забыли пароль?