Статья рассматривает образование как один из инструментов «мягкой силы» для продвижения национальных интересов. Будучи пространством постоянных культурных взаимодействий, образование не только является фактором социокультурной интеграции, но и повышает уровень социоэкономической мобильности. Интеграция национального образования в мировое образовательное пространство и глобализация приводят к утрате национальной идентичности. На примере Баренц-региона автор рассматривает международное сотрудничество в области образования, а также интенсивный процесс международной коммуникации, направленный на создание благоприятных условий для разработки и внедрения принципов устойчивого развития региона. В статье подчеркивается, что географическое положение БЕАР создает благоприятные условия для создания смешанной модели образования, которая будет способствовать дальнейшей интеграции Российской системы образования в общеевропейское пространство.
международная коммуникация, Баренц-регион, «мягкая сила», международное сотрудничество в образовании, интеграция образования, академическая мобильность.
Современный глобальный мир – это мир конкуренции и одновременно поле для международной коммуникации. В последние десятилетия во внешнеполитических концепциях многих государств делается упор на важность использования инструментов «мягкой силы» для продвижения национальных интересов. Как отмечает академик А.В. Торкунов, «данная стратегия включает в себя, прежде всего, такие инструменты позиционирования страны на международной арене, как экспорт образования, продвижение языка и распространение национальных культурных ценностей» [11, с. 85].
Необходимость выстраивания отношений с людьми другой культуры, другого языка подчеркивает необходимость привлечения особенного внимания к проблемам межкультурной коммуникации. Уже не подвергается сомнению тот факт, что установление культурных связей, готовность к межкультурной коммуникации приводят к улучшению взаимопонимания, поиску совместных решений общих проблем и объединению стран для достижения взаимовыгодных целей. И.Г. Коренева описывает образование как «пространство постоянных культурных взаимодействий, взаимопроникновения культур и обмена культурным опытом» [6, с. 119]. Таким образом, образование становится не только важным фактором социокультурной интеграции человека, но и повышает уровень социально-экономической мобильности личности.
1. Белогуров А.Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX–XXI веков [Текст]: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01 / А.Ю. Белогуров. — Пятигорск, 2003. — 457 c.
2. Белогуров А.Ю. Этногенез и «национально-региональный компонент» [Текст] / А.Ю. Белогуров // Высшее образование в России. — 2002. — № 6. — С. 34–38.
3. Воевода Е.В. Развитие толерантности студентов средствами иностранного языка [Текст] / Е.В. Воевода // Российский научный журнал. — 2009. — № 4.— С. 55–60.
4. Воевода Е.В. Социокультурные компетенции в профессиональной иноязычной подготовке специалиста-международника [Текст] / Е.В. Воевода // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. — 2007. — № 8. — С. 119–127.
5. Воевода Е.В. Формирование межкультурной компетенции: проблемы и пути их решения / Языковой дискурс в социальной практике. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет». — 2013. — С. 40–44.
6. Коренева И.Г. Особенности образовательного процесса в поликультурной среде (из опыта высшей школы) [Текст] / И.Г. Коренева / Межкультурная коммуникация: современная теория и практика (Материалы VII Конвента РАМИ, сентябрь 2012 г.): Научное издание / Под ред. А.В. Шестопала, М.В. Силантьевой; отв. ред. А.В. Мальгин. — М.: Аспект Пресс, 2013. — С. 118–122.
7. Костикова Л.П. Российское образование в условиях глобализации и поликультурного социума [Текст] / Л.П. Костикова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2008. — № 6. — С. 4–7.
8. Лебедева М.М. Глобальные тенденции развития университетов и трансформация российской образовательной политики [Текст] / М.М. Лебедева, О.Н. Барабанов // Вестник МГИМО-Университета. — 2012. — № 6.— С. 265–269.
9. Лебедева М.М. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» [Текст] / М.М. Лебедева, Ж. Фор // Вестник МГИМО (У). — 2009. — № 6. — С. 200–205.
10. Сергеев А.М. Специфика интернационализации высшей школы в рамках «Северного измерения» [Текст] / А.М. Сергеев, И.В. Рыжкова // Балтийский регион. — 2010. — Вып. — № 3. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifikainternatsionalizatsii-vysshey-shkoly-v-ramkah-severnogo-izmereniya
11. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России [Текст] / А.В. Торкунов // Вестник МГИМО-Университета.— 2012. — № 4. — С. 85–93.