К ВОПРОСУ О РОЛИ ИНСТИТУТА ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья посвящена возрождению и развитию института тюремных священнослужителей в пенитенциарных учреждениях, его роли в качестве одного из механизмов обеспечения прав и свобод осужденных, а также его важности в процессе дальнейшего реформирования уголовно-исполнительной системы России по пути, установленному международными нормативными правовыми актами и стандартами, которые предполагают переход от задач «исправления» к задачам «сохранения и развития личности» заключенных, а также создание максимально благоприятных условий для реализации прав, предоставленных осужденным. Правовые отношения между уголовно-исполнительной системой России и Русской Православной Церковью представляют собой один из примеров взаимодействия государственных структур и институтов гражданского общества, что отражает уровень развития самого гражданского общества в нашей стране. Актуальность темы статьи предопределяется необходимостью обозначения места православного тюремного служения на правовой основе в учреждениях УИС, воплощения совместных проектов РПЦ и ФСИН России, а также межконфессионального сотрудничества и взаимодействия с общественными правозащитными организациями и движениями. Кроме того, значение имеет осуществляемое реформирование отечественной уголовно-исполнительной системы, в процессе которого проходит поиск новых и эффективных инструментов обеспечения и реализации всего спектра прав осужденных.

Ключевые слова:
институт священнослужителей, священнослужитель, исправительные учреждения, уголовно-исполнительная система, осужденные
Текст

В настоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс правовых реформ, направленных на совершенствование и развитие национальной пенитенциарной системы. Важнейшая роль в этом процессе отводится Государственной программе Российской Федерации «Юстиция», Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, международным правовым актам и стандартам, среди целей которых повышение эффективности всей работы учреждений и органов, исполняющих наказания, сокращение рецидива преступлений, гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав, свобод и законных интересов, совершенствование социальной и психологической работы в местах лишения свободы, а также развитие системы постпенитенциарной помощи.

Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь, распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними [1]. Несмотря на наличие правовых гарантий, призванных содействовать цивилизованному развитию отношений между государством и религиозными объединениями, в последнее время все чаще возникают негативные ситуации, связанные с проявлением экстремизма, религиозной вражды, межконфессиональных конфликтов и т.д. [2, с. 9]. 

Особо следует отметить, что данные процессы в равной степени имеют место как в России, избравшей в конце XX века политику толерантности и веротерпимости, так и в Европе, где правовые основы религиозных свобод начали формироваться свыше двух столетий назад.

В связи с этим особый интерес приобретает институт тюремных священнослужителей, который реализует вышеназванные функции. С одной стороны, религия становится одним из факторов создания у человека, отбывающего наказание в виде лишения свободы, состояния душевного равновесия, спокойствия, доброжелательности, пробуждения положительных качеств характера и переориентации нравственных ценностей. С другой стороны, наличие в исправительном учреждении храмов или молитвенных комнат способствует наиболее полному осуществлению такого личного права осужденных, как свобода совести и вероисповедания, обеспечению которого посвящена ст. 14 УИК РФ [3].

В 2010 г. был запущен пилотный проект создания института тюремных капелланов на штатной основе в учреждениях УИС четырех регионов страны: Республика Мордовия, Саратовская область, Вологодская область, Камчатка. 

В настоящее время представители общественных и религиозных организаций имеют возможность принимать участие в реализации современных технологий социальной работы в ИУ в индивидуальных и групповых формах. Однако необходимо создать систему профессиональной подготовки по овладению навыками данной работы [4, с. 55].

В настоящее время во всех ИУ необходимо предпринимать усилия для участия в организации новой системы воздействий на осужденных, связанной с осуществлением ресоциализации и здесь, полагаем, не обойтись без сотрудничества уже с конкретными службами исправительных учреждений. В реализации направлений ресоциализации и социальной адаптации лиц, прибывших к избранному месту жительства после освобождения из мест лишения свободы, также могут принимать участие общественные и религиозные организации. 

Духовное окормление в местах лишения свободы, будучи одной из форм взаимодействия государства и гражданского общества, представляет собой достаточно молодое явление и, естественно, сталкивается с рядом проблем. Данные препятствия осложняют реализацию осужденными права на свободу совести и вероисповедания. 

На наш взгляд, существуют следующие проблемы, связанные с институтом тюремных священнослужителей:

  • священнослужителей отсутствует постоянный доступ на территорию исправительного учреждения или закрепленный за ними сотрудник, который обеспечивал бы ему беспрепятственный проход на территорию;
  • администрации пенитенциарных учреждений часто имеют слабое представление о сути богослужебной деятельности, литургии и таинств, а также о том, что священнику необходимо пользоваться определенными предметами религиозного значения, к которым имеет право прикасаться только священник, и о пребывании в определенных частях храма, где другие лица, кроме священника, находиться не могут. Сотрудники должны быть просвещены в этом вопросе, дабы не умалять и не затрагивать религиозных чувств верующих;
  • сами тюремные капелланы не всегда полностью ознакомлены с правилами, которые установлены на территории исправительного учреждения;
  • сотрудники УИС должны быть обучены культуре проведения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и профилактику преступлений (в частности, проведения обысков, осмотров, досмотров), опять же с той целью, чтобы не умалять достоинства священников как в религиозном, так и в личном плане;
  • отсутствие конкретно установленного правового статуса института тюремных священнослужителей, законодательно определенных форм организации осужденными религиозных общин, условий их создания и функционирования, порядка их регистрации и контроля за их деятельностью со стороны как администрации и прокуратуры пенитенциарных учреждений, так и общественных организаций;
  • приобщаясь к религии, многие осужденные рискуют стать жертвами идеологической пропаганды радикальных религиозных течений.

Хотелось бы предложить ряд рекомендаций по решению изложенных проблем, относящихся к институту религиозного служения в местах лишения свободы:

  • в закон «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации ввести главы, регулирующие деятельность храмов и священнослужителей в исправительных учреждениях;
  • переработать Инструкцию о порядке деятельности священнослужителей, их правовом положении и особенностях функционирования храмов на территории исправительных учреждений;
  • разработать проекты контрактов помощника начальника территориального органа по взаимодействию с религиозными организациями и священнослужителей, работающих в исправительном учреждении;
  • совершенствовать систему подготовки священнослужителей, проповедующих в местах лишения свободы; 
  • в рамках первоначальной и служебной подготовки, образовательного процесса в уголовно-исполнительной системе выделять часы для просветительской деятельности священнослужителей;
  • проработать вопрос о возможности создания совместных реабилитационных центров для осужденных, отбывших уголовные наказания, которые оказывали бы содействие в восстановлении их социально полезных связей, подготовки к освобождению, а также обеспечивали нормальную социальную адаптацию лиц, освобождающихся из мест лишения свободы;
  • подготовить проекты по внесению корректировок в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года относительно функционирования храмов в ИУ, форм и направлений деятельности священнослужителей при исполнении уголовных наказаний.

Тюремное священство есть историческая форма взаимодействия Русской православной церкви и государственной системы исполнения наказаний в России, поэтому его возрождение спустя десятилетия не являет собой исключительного феномена, а выступает логичным процессом поиска наилучших каналов создания благотворных взаимоотношений между уголовно-исполнительной системой и гражданским обществом при ее существенном реформировании [5–7].

Введение в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, специальных должностей и назначение на них лиц, отвечающих за организацию сотрудничества с представителями религиозных объединений, позволит, с одной стороны, оказывать данным представителям помощь, а с другой – контролировать соблюдение режима, который установлен в учреждении.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12.12.1993 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

2. Законодательство Российской Федерации о свободе вероисповеданий и религиозных объединениях [Текст]: Сборник нормативных актов (с изменениями и дополнениями на 1 декабря 1992 г.) / сост.: А. И. Кудрявцев, А. О. Протопопов. – М.: Духовное возрождение, 1993. – 64 с.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 декабря 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25 декабря 1996 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 2. – Ст. 198.

4. Артамонов В.В. Деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях [Текст]: пособие / В.В. Артамонов [и др.]. – М.: ВНИИ МВД России, 1995. – 96 с.

5. Гаген В.А. Духовно-нравственное и просветительское воздействие на заключенных [Текст] / В.А. Гаген // Тюремный вестник. – 1913. – № 8–9. – С. 1216–1263.

6. Рогов В.А. Тюрьмы и лишение свободы в средневековой России (конец XV – середина XVII в.) [Текст] / В.А. Рогов // Сборник научных трудов ВЮЗИ. Вопросы истории органов борьбы с преступностью. – М.: РИО ВЮЗИ, 1987. – С. 5–34.

7. Гернет М.Н. История царской тюрьмы: в 5 т. – Т. 1 [Текст] / М.Н. Гернет. – М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1946. – 357 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?