Определены основные факторы, влияющие на процесс формирования теплового состояния организма человека, обоснованы конструктивные параметры локального терморегулирующего устройства. Получены экспериментальные зависимости между показателями теплового состояния человека-оператора и параметрами устройства. Приводится методика расчета мощности и обоснованы зависимости теплового потока кондуктивных панелей от дефицита и избытка тепла в организме человека. Обоснованы и выбраны способ регулирования теплосъема с поверхности тела человека-оператора с помощью локального терморегулирующего устройства. Приводятся графические зависимости изменения средней плотности мощности теплового потока при заданной скорости спада температуры от массы тела человека при различных значениях его роста; изменения плотности мощности теплового потока от роста человека. Установлено, что при средних значениях массы тела и роста человека и комфортном значении скорости спада температуры тела потребная средняя плотность мощности теплового потока с поверхности тела человека составляет 268 Вт/м², при этом полная мощность теплового потока составит 486 Вт.
оператор мобильных машин, термокомфортность, кондукция, терморегуляция, теплоощущения, микроклимат, мощность теплового потока
1. Аверьянов Ю. И. Улучшение условий труда операторов мобильных сельскохозяйственных машин применением локального терморегулирующего устройства: дис... канд. техн. наук. Челябинск, 2000. 197 с.
2. Аверьянов, Ю.И. Повышение безопасности процесса уборки зерновых культур на основе совершенствования системы «оператор – машина – среда»: дис... докт. техн. наук. – Челябинск, 2006. – 414 с.
3. Аверьянов Ю. И., Глемба К. В. Кожанов В. Н. Интегральный критерий оценки комфортности условий микроклимата в кабинах мобильных сельхозмашин. М.: Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2005. №4. С. 36-38.
4. Глемба К. В. Улучшение условий труда и снижение травматизма операторов мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения диссертация: дис... канд. техн. наук. Челябинск, 2004. 190 с.
5. Глемба К. В. Улучшение условий труда и снижение травматизма операторов мобильных колесных машин сельскохозяйственного назначения: автореф. дис... канд. техн. наук. Орел, 2004. 20 с.
6. Горшков Ю. Г., Аверьянов Ю. И., Глемба К. В., Старунова И. Н. О показателях условий труда и утомляемости операторов мобильных машин сельскохозяйственного назначения. Кустанай: Наука, 2003. № 2. С. 11-17.
7. Горшков Ю. Г., Аверьянов Ю. И., Глемба К. В., Старунова И. Н., Попова С. Ю. Факторы опасности мобильных технологических процессов. М.: Механизация и электрификация сельского хозяйства, 2003. №7. С. 4-6.
8. Горшков Ю. Г., Скорняков О. Ф., Аверьянов Ю. И., Глемба К. В., Старунова И. Н. Оценка потенциальной технологической безопасности подсистемы. М.: Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2003. №12. С. 40-41.
9. Глемба К. В., Ларин О. Н., Аверьянов Ю. И. Аспекты повышения безопасности подсистемы «оператор» на колесном транспорте. Челябинск: АПК России, 2014. Т. 70. С. 34-42.
10. Глемба К. В., Аверьянов Ю. И. Результаты исследования режимных параметров тренажа операторов мобильных машин / Материалы конф. Челябинск: ЧГАА, 2015. С. 134-140.
11. Глемба К. В., Ларин О. Н. Обзор методов определения надежности оператора в динамических эргатических системах. Транспорт Урала, январь-март, 2012. №1(32). С. 17-22.
12. Глемба К. В., Аверьянов Ю. И., Глемба В. К. Методы оценки информационной перегрузки оператора в процессе управления машиной. Челябинск: Вестник ЧГАА, 2010. Т. 56. С. 5-10.
13. Глемба К. В., Аверьянов Ю. И. Выявление и совершенствование проблемных взаимосвязей структурных элементов системы безопасности движения мобильных машин. Челябинск: Вестник ЧГАА, 2013. Т. 66. С. 25-34.
14. Горшков Ю. Г., Скорняков О. Ф., Аверьянов Ю. И., Глемба К. В., Светлакова Н. В. Показатель уровня квалификации оператора мобильной сельскохозяйственной машины. М.: Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2005. №3. С. 32.
15. Глемба К. В. Влияние пертинентности информационного поля на безопасность дорожного движения. Челябинск: АПК России, 2014. Т. 68. С. 7-13.
16. Глемба К. В., Горбачев С. В. Влияние на безопасность движения уровня формализации информационного потока в эргатических системах. Оренбург: Вестник ОГУ, 2011. №10(129). С. 88-93.
17. Глемба К. В., Ларин О. Н., Майоров В. И. Вопросы применения системного подхода для повышения безопасности дорожного движения / Ежемесячный науч. информационный сб. «ТРАНСПОРТ: наука, техника, управление». М.: ВИНИТИ РАН, 2013. №11. С. 52-55.
18. Глемба К. В. Влияние перцептивных процессов пространственного восприятия участников дорожного движения на их безопасность. Челябинск: Вестник ЧГАА, 2012. Т. 62. С. 26-31.
19. Горшков Ю. Г., Аверьянов Ю. И., Глемба К. В., Старунова И. Н., Шаманова Е. В. Безопасность технического обслуживания машин. М.: Механизация и электрификация сельского хозяйства, 2003. №11. С. 21-22.
20. Горшков Ю. Г., Аверьянов Ю. И., Глемба К. В., Старунова И. Н., Попова С. Ю. Автоматический контроль за исправностью тормозной системы. М.: Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2003. №5. С. 20-22.
21. Глемба К. В., Ларин О. Н. Влияние условий организации дорожного движения на процесс восприятия водителем информации / Ежемесячный науч. информационный сб. «ТРАНСПОРТ: наука, техника, управление». М.: ВИНИТИ РАН, 2012. №11. С. 55-57.
22. Горшков Ю. Г., Аверьянов Ю. И., Глемба К. В., Кульпин Э. Ю., Старунова И. Н., Обоснование безопасной скорости движения колесных машин. М.: Механизация и электрификация сельского хозяйства, 2002. №12. С. 27-30.
23. Кожин Д.О., Алёкминский Д.Е., Евграшин В.В., Баранов Ю.Н. Исследование факторов, определяющих вероятность отказа (опасного действия) водителей автотранспортных средств // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. 2014. № 1. С. 235-239. DOI: 10.12737/13494.
24. Glemba K.V., Averianov Y.I.. Substantiation of Parameters and Operation Modes of Device for Thermal Comfort of a Mobile Machine Operator // Procedia Engineering. 2015. Vol. 129. P. 542-548. DOI:10.1016/j.proeng.2015.12.055.