Статья посвящена изучению сущности сферы научного обслуживания и ее услуг. Исследование специ- алистами аспектов данной сферы началось относительно недавно. Тенденция усиления интереса к этой теме объясняется переходом общества к постиндустриальному (информационному) развитию, то есть к обществу, где основой является своевременное получение новых знаний и актуальной информации. Сегодня наука рассматривается как высокоспециализированная деятельность по производству объек- тивных (явных, эксплицитных) знаний. Следовательно, сфера научного обслуживания представляет со- бой особую часть сферы услуг, напрямую связанную со спецификой деятельности научных учреждений и организаций. Однако, несмотря на значительную роль сферы научного обслуживания в экономическом росте, в направлении курса научно-технической политики (ГНТП) и конкурентоспособности любого развитого и развивающегося государства, следует констатировать наличие целого ряда малоизученных аспектов и дискуссионных вопросов. В частности, в научной литературе уделяется мало внимания исследованию сущности сферы научного обслуживания, отсутствует общепринятое определение сферы научного обслуживания. В статье представлены некоторые теоретические положения о сущности сферы, приведены ее особенности. Авторами дано уточненное определение понятия «сфера научного обслуживания» и определено предполагаемое место сферы научного обслуживания в сфере услуг. В статье рассматриваются всевозможные наименования услуг, оказываемых в сфере научного обслуживания. Наименования приводятся из официальных и упоминаемых в периодической литературе классификациях как зарубежных, так и отечественных. По результатам их систематизации дано авторское определение услуги в сфере научного обслуживания на основании проанализированных классификаций.
научное обслуживание, научные учреждения, услуги, экономика знаний
1. Бурьяк А. Управление научной отраслью. URL: http://bouriac.narod.ru/SciCon.htm. (дата обращения 02.09.2015).
2. Власов М. Институты миниэкономики знаний. Монографические исследования: экономика. М.:Academia, 2009. 288 с.
3. Инновационный менеджмент малого предприятия, работающего в научно-технической сфере / Р.И. Акмаева. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 541 с.
4. Казарина М.В. Услуги в области научных исследований: подходы к классификации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. No 3. С. 87–91.
5. Кессельман В. На кого упало яблоко. М.: Ломоносовъ, 2014.
6. Классификатор услуг ГАТС.URL: http://www.rospravo.ru/files/sites/4082eee697f42d77dec03120ca66fd20.pdf (дата обращения: 01.09.2015).
7. Наука и научное обслуживание как отрасль экономики страны. URL: http://social-culture.ru/index.php?request=full&id=134 (дата обращения: 05.09.2015).
8. Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. Алматы: Триумф «Т», 2008.
9. Соломатина Е.О. «Общество знания»: новые тенденции в стратегии образования. [Электронный ресурс]: Дис.... канд. экон. наук: 09.00.11.М.: РГБ, 2011 (Из фондов Российской Государственной библиотеки). http://www.dissercat.com/content/obshchestvo-znaniya-novye-tendentsii-v-strategiiobrazovaniya (дата обращения: 09.04.2016)
10. Цепков В.Н. Являются ли организации научного обслуживания новой формой некоммерческих организаций // Законодательство и экономика. 2010. No 4.