В статье дается анализ использования теории человеческого капитала применительно к молодежному рынку труда. Предлагается модель взаимодействия социальных субъектов на рынке труда Российской Федерации. В статье раскрывается понятие молодежного потенциала и его составляющих. В рамках данной модели необходима ориентация молодых соискателей на развитие своего потенциала для получения высокой экономической выгоды, при этом работодатели участвуют в проведении мероприятий по профессиональной социализации студентов и выпускников с целью развития человеческого капитала и подготовки мобильных специалистов с высоким уровнем профессиональных и общекультурных компетенций. Ценность предложенной модели связана с развитием общекультурных и профессиональных компетенций. Модель отражает экономическое поведение, присущее молодым студентам и выпускникам, которые получают высшее профессиональное образование. Данная модель является не основным, а дополнительным способом объяснения поведения человека в сфере занятости, опираясь на понятийный и методологический базис экономической социологии.
управление человеческими ресурсами, молодежный рынок труда, развитие молодежного потенциала, теория человеческих ресурсов.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 14-32-01024.
ВВЕДЕНИЕ
Применение теории человеческого капитала наиболее полно раскрывает поведенческую стратегию молодых соискателей на рынке труда. Теория человеческого капитала — молодое научное направление, которое до сих пор вызывает много дискуссий и в то же время привлекает все большее количество ученых. Развитие экономики, совершенствование социально-политических отношений еще больше повышает роль человека: ведь именно он является источником и творцом экономических и научно-технических достижений, организатором и объектом самых разнообразных социально-экономических и политических явлений и процессов. Именно деятельность человека обусловливает развитие всех сфер общественной жизни: экономики, политики, культуры. Это подтверждается народными мудростями, употребляемыми в таких выражениях, как: «Не место красит человека, а человек место», «На бога надейся, а сам не плошай». Доказывается также многими научными теориями и практическими исследованиями. Предложенная модель взаимодействия вузов, работодателей и молодых специалистов базируется на принципах человеческих ресурсов путем приращения человеческого потенциала и создания эффективных условий для инвестирования в человеческий капитал молодежи.
1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход [Текст]: избранные труды по экономической теории / Г.С. Беккер. — М.: Изд-во: ГУ ВШЭ, 2003. — 672 с.
2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
3. Зимняя И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта [Текст] / И.А. Зимняя [и др.]. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 67 с.
4. Кокорев И.А. Управление персоналом в рамках концепции человеческого капитала [Текст] / И.А. Кокорев. — М.: Рос. экон. акад., 2002. — 304 с.
5. Леньков Р.В. Социология молодежи [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Р.В. Леньков. — М.: Юрайт, 2014. — 416 с.
6. Потравная Е.В. Социально-исторический анализ экономического поведения социальных субъектов (студентов и выпускников вузов) на рынке труда [Текст] / Е.В. Потравная // Экономическое возрождение России. — 2015. — № 3. — С. 166–173.
7. Розенбаум Дж. Переход от обучения к работе в рамках теорией рынка и теории сетей: их применение к индустриальным обществам [Текст] / Дж. Розенбаум [и др.] // Экономика образования. — 2007. — № 3. — С. 27–54.
8. Becker, Gary S. Human Capital [Теxt] / Gary S. Becker. — N.Y.: Columbia University Press, 1964. — 268 p.
9. Barham, C. Economic inactivity and the labourmarket [Теxt] / C. Barham. — Labour Market Division, Office for National Statistics. — February 2002. — Labour Market trends. — Рp. 69–77.
10. Smelser, N. The Handbook of Economic Sociology [Теxt] / N. Smelser, R. Swedberg. — NewYork: RussellSageFoundation; Princeton: PrincetonUniversity, 1994. — 749 p.