Пермь, Пермский край, Россия
Раскрываются сущность и перспективы использования технологии дорожного картирования для реализации государственной политики в области занятости населения и регулирования регионального рынка труда. Данная технология позволяет обеспечить качественный анализ и прогнозирование перспектив развития трудового потенциала региона, риски и возможности функционирования рынка труда в долгосрочной перспективе, спланировать меры активной политики на рынке труда в регионе для достижения целей федеральных и областных программ по содействию занятости населения. Представлена методика построения дорожной карты регулирования регионального рынка труда на примере Оренбургской области, включая процесс разработки, структуру и содержание элементов, объекты и направления регулирования, связи между ними. Применение данной методики позволило получить объективную оценку и составить прогноз тенденций в развитии трудового потенциала области и ситуаций на рынке труда как региона в целом, так и отдельных его территорий, определить перспективные потребности региона в рабочей силе, выявить риски наступления неблагоприятных явлений на региональном рынке труда. В результате были определены проблемы формирования и использования трудового потенциала региона, для устранения которых были разработаны дополнительные меры активной региональной политики на рынке труда, в том числе, формирование механизмов ранней профессиональной ориентации и первичной профессиональной подготовки населения младших возрастных групп и создание территориального миграционного центра для привлечения квалифицированной рабочей силы, бытового обустройства мигрантов, их профессиональной ориентации и социализации.
региональный рынок труда, метод дорожного картирования, государственная политика занятости населения, государственное регулирование регионального рынка труда, ранняя профессиональная ориентация, миграционный территориальный центр.
ВВЕДЕНИЕ
При регулировании различных социально-экономических процессов многие решения, принимаемые на разных уровнях государственного управления, выполняются недостаточно эффективно или вообще не выполняются из-за нечетко обозначенных действий. Как показывают результаты многих исследований, более 80% всех потерь заключены в неэффективной организации процесса. В настоящее время одним из самых эффективных инструментов государственного регулирования рынка труда является метод дорожных карт [1, с. 91]. Применение дорожной карты в регулировании регионального рынка труда позволяет сконцентрировать внимание на его развитии в долгосрочном горизонте планирования, улучшает взаимосвязи между различными планами и программами, которые реализуются на конкретной территории. Являясь основой для стратегического планирования социально-экономического развития региона, дорожная карта обеспечивает применение дифференцированного подхода к регулированию регионального рынка труда, позволяет определить его потребности, проследить эволюцию каждого ключевого решения при достижении поставленных целей федеральных и областных программ по содействию занятости населения.
1. Байков Е.А. Внедрение инновационных технологий дорожного картирования в практику стратегического управления предприятиями [Текст] / Е.А. Байков // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2014. — № 4 (199). — С. 91–99.
2. Белоусов Д.Р. Метод «картирования технологий» в поисковых прогнозах [Текст] / Д.Р. Белоусов, И.О. Сухарева, А.С. Фролов // Форсайт. — 2012. — № 2 (Т 6). — С. 6–16.
3. Бутусов О.М. Применение методологии форсайт и дорожного картирования в издательском деле [Текст] / О.М. Бутусов // Бизнес в законе. — 2014. — № 4. — С. 168–172.
4. Горбачева Г.П.Образовательный статус молодого специалиста на рынке труда: региональный аспект [Текст] / Г.П. Горбачева // Актуальные проблемы развития современного общества: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 22 сент. 2010 г. — Саратов, 2010. — Ч. 1. — С. 168–175.
5. Горбачева Г.П. Трудовая миграция, как фактор экономического развития [Текст] / Г.П. Горбачева // Региональная инновационная экономика: сущность, элементы, проблемы формирования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Ульяновск: УГУ, 2008. — С. 217–221.
6. Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014–2020 годах» [Электронный ресурс]: постановление правительства Оренбургской области от 14.10.2013 г. № 836-пп. // http://xn--80ajgxcbo.xn--p1ai/prog/program.html (дата обращения: 04.03.2016).
7. Об утверждении государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014–2016 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Оренбургской Области от 25.07.2014 г. № 538-пп. // URL: http://www.орензан.рф/prog/program.html (дата обращения: 04.03.2016).
8. Оренбургская область в цифрах. 2015 [Текст]: стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. — Оренбург, 2015. — 120 с.
9. Сутягина А.В. Социально-экономическая оценка развития территории на основе дорожных карт [Электронный ресурс] / А.В. Сутягина. // Научно-техническая конференция по итогам научно-исследовательских работ МГСУ за 2014–2015 гг. // URL: http://www. Iprbookshop.ru (дата обращения: 10.03.2016).
10. Технологии форсайта в региональном стратегировании: методические основы организации [Текст] / Е.Н. Королева, Н.Н. Евдокимов // Вестник Самарского государственного экономического университета. Экономика. — 2012. — № 6. — С. 51–56.
11. Третьяк В.П. Форсайт и технология предвидения [Текст] / В.П. Третьяк // Экономические стратегии. — 2009. — № 8. — С. 51–58.
12. Царьков А.С. Форсайт и создание проектных дорожных карт для развития территориальных образований [Текст] / А.С. Царьков, Е.А. Пономарева // Вест. Самар. гос. экон. ун-та. Самара. — 2010. — № 5 (67). — С. 98–104.
13. Черепанов М.А. Дорожная карта как институт управления развитием организации [Текст] / М.А. Черепанов // Вопросы управления. — 2014. — № 5 (30).
14. Lee, S. Customization of technology roadmaps according to roadmapping purposes: overall process and detailed modules [Text] / S. Lee, Y. Park // Technology Forecasting & Social Change. — 2005, 72. — Рp. 267–583.
15. Strauss, J.D. Roadmapping for dynamic and uncertain environments [Text] / J.D. Strauss, M. Radnor // Research Technology Management. — 2004. — Vol. 47. — № 2. — P. 51–57.