Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье предлагается новое понимание профессиональной ориентации обучающихся, основанное на ретрорефлексивном подходе. Ретрорефлексивный подход предполагает обращение к прошлому обучающегося, анализ его детских игр и ранних увлечений, на основе чего создается модель профессионального идеала. Выбор профессии в соответствии с профессиональным идеалом является залогом успешной профессиональной карьеры.
профориентация, ретрорефлексивный подход, профессиональный идеал.
Во второй половине XX в. у всех самоопределяющихся в профессии школьников на слуху был слоган: «Выбор профессии — это выбор судьбы». В школе, где я училась, он был написан крупными красивыми буквами в актовом зале и фойе, где проходили «линейки». Сейчас он тоже довольно часто встречается на веб-сайтах, посвященных вопросам профессиональной ориентации обучающихся. К сожалению, автора слогана не удалось установить даже после продолжительных поисков следов в Интернете, что дает основание считать высказывание, если можно так выразиться, народной мудростью. Однако в современной профориентологии предпринимаются попытки опровергнуть его и списать в архив по причине того, что реализация принципа непрерывного образования обусловливает противоречие двух слоганов: «выбор профессии — выбор судьбы» и «образование через всю жизнь».
С нашей точки зрения, столь долгая жизнь изречения доказывает его справедливость. Кроме того, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования подчеркивают важную миссию образовательных организаций — помочь обучающимся правильно самоопределиться в профессии. Уже в начальной школе предполагается получение малышами «первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии». «Портрет выпускника основной школы» и «портрет выпускника школы» включают такие характеристики, как «ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы»; «подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества» [1].
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. — URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения: 02.06.2015).
2. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект [Текст] / С.Н. Чистякова // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — №6. — С. 2–6.