В настоящее время совершенно очевидным становится тот факт, что финансовый кризис в России, банкротство туроператорских и авиационных компаний, высокая степень террористической угрозы на ключевых массовых курортах грозят затяжным кризисом для всей туристской отрасли, в том числе и для компаний, занимающихся турагентской деятельностью. В период кризиса особенно важно для предпринимателей быть конкурентоспособными, активными и искать новые возможности для поддержания и увеличения доходности предприятия. Одним из инструментов текущего роста в турагентской деятельности могут стать круизы. Данная статья посвящена анализу возможностей использования круизного предложения для расширения ассортиментной политики турагентства. Проблематика данного вопроса не находит должного отражения в работах учёных, т.к. в основном они затрагивают вопросы тенденций развития круизного рынка, т.е. активно обсуждаются вопросы развития круизного туризма на Аляске, а также региональные особенности развития речных круизов. Для раскрытия темы и достижения поставленной цели автор рассматривает вопросы развития круизных компаний, приводит анализ ценового предложения по регионам, сезонам и типам кают, сравнивает круизных туроператоров, осуществляющих свою деятельность на российском рынке, а также указывает перспективы работы с каждым из них посредством анализа договорных отношений и комиссионного вознаграждения. Актуальность исследования обусловлена прогнозом значительного роста спроса на круизные туры среди российских туристов в ближайшие годы на фоне гибкой ценовой политики круизных компаний и кризиса в массовых направлениях, таких как Египет и Турция.
круизный туризм, круизный туроперейтинг, ассортимент турагентств
1. Шпилько С.П., Андронова Н.В., Чударев Р.В. Морские круизы: теория и практика. – М.: Советский спорт, 2012.
2. Круизный симулятор турагента // Тонкости продаж. – 2014. – № 2. – С. 57–60.
3. Круиз по арабским странам // Вояж. – 2015. – № 9. – С. 28–32.
4. Круизная коллекция // Condé Nast Traveller. – 2012. – № 2. – С. 115–117.
5. На верхней палубе // Cruising World. – 2016. – № 1. – С. 51–53
6. Особенности круизов // Туризм и Отдых. – 2015. – № 5. – С. 15.
7. Ефремова Е.С., Малышев А.М. Продвижение бренда Санкт-Петербурга на международном рынке событийного и круизного туризма // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2015. – № 4 (26). – С. 21–24.
8. Селиванов В.В. Исследование некоторых особенностей круизного туризма: источники заблуждений // Таврический научный обозреватель. – 2015. – № 4–1. – С. 83–87.
9. Bull, A. (2014) ‘The economics of cruising: An application to the short ocean cruise market’, Journal of Tourism Studies, Vol. 7, No. 2, pp.28–35.
10. URL: http://www.tourprom.ru/profi/content/interview/178/ (дата обращения: 12.01.2016).
11. URL: http://www.atlantisline.ru (дата обращения: 18.01.2016).
12. URL: http://www.pac.ru (дата обращения: 18.01.2016).
13. URL: http://www.breeze.ru (дата обращения: 18.01.2016).
14. URL: https://www.neptun.ru (дата обращения: 18.01.2016).
15. URL: http://www.natalie-tours.ru (дата обращения: 18.01.2016).
16. URL: http://www.gocruise.ru/news/msc-cruises/490-kruizy-antikrizisnyj-produkt-povyshennogo-sprosa/ (дата обращения: 18.01.2016).
17. URL: http://www.gocruise.ru/news/msc-cruises/490-kruizy-antikrizisnyj-produkt-povyshennogo-sprosa/ (дата обращения: 18.01.2016).