аспирант
В данной статье рассматривается визуальная коммуникация, ее виды и средства как динамичный творческий процесс, имеющий когнитивные основания. Современное общество потребления стремится зародить эмоционально положительный отклик, создать настроение, тем самым оно нуждается в эмоциональных посылах через визуальную коммуникацию посредством изображения, кино, комикса. Выявлены разнообразные формы представления визуальной информации и ее фрагментарность — клиповое мышление, которое приводит как к положительным сторонам, таким как умение работать в режиме многозадачности, так и отрицательным — к неспособности восприятия длительной линейной последовательности (однородной и одностильной информации), т.е. выстраивания последовательно своих мыслей и действий. Сделан вывод, что социокультурная реальность дополнилась новым аспектом — визуальной культурой, оказывающей решающее воздействие на формирование личности.
визуальная культура, визуальная коммуникация, изображение, клиповое мышление, визуализм, развитие общества.
Введение
Интенсификация коммуникативных процессов в пространстве современности существенно меняет картину мира. Высокая информативность коммуникации привела к радикальному пересмотру ее отношений с субъектом культуры. На смену традиционной коммуникации, конституирующей себя через вербальный текст, приходит визуальная коммуникация, актуализирующаяся в творческой репрезентации изображения. Визуальная коммуникация является неотъемлемым аспектом сегодняшней культуры, запечатлевающей освоение реальности в динамичных образах. Как считает М.Э. Рябова, прорабатывающая философский аспект коммуникации, суть этих трансформаций «связывается с достижением изменений в интеллектуальном состоянии человека» [5, с. 132]. Новый феномен стимулировал возникновение в научной терминологии понятия «визуальная культура», использующегося в различных смысловых вариантах. Попытка теоретического осмысления визуальной коммуникации как продукта мировой культуры и является основной задачей данной статьи.
1. Ахиезер А.С. Социальная философия в усложняющемся мире [Текст] / А.С. Ахиезер, М.Э. Рябова // Общественные науки и современность. — 2005. — № 3. — С. 137–143.
2. Бирнбаум Д. Хронология [Текст] / Д. Бирнбаум. — М.: НЛО, 2007. — 116 с.
3. Воронцова Е.А. Кино как способ расширения визуального восприятия в культуре рубежа XIX–XX вв. [Текст] / Е.А. Воронцова // Аналитика культурологии: электрон. журнал. — 2013. — Вып. 2 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/1502 (дата обращения: 25.02.2016).
4. Емельянов А.В. Визуальная культура и пространство удовольствия [Текст] / А.В. Емельянов // Вестник УдГУ. — 2003. — С. 190–198.
5. Рябова М.Э. Социализация личности и текст: методологический и социально-философский аспекты [Текст] / М.Э. Рябова. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. — 152 с.
6. Семеновских Т.В. Клиповое мышление — феномен современности [Текст] / Т.В. Семеновских // Оптимальные коммуникации (OK), 2013. — [Электронный ресурс]. — URL: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/print/ (дата обращения: 20.03.2016).
7. Симбирцева Н.А. Визуальный текст как явление современной культуры [Текст] / Н.А. Симбирцева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — Вып. № 7-1. — С. 183–185.
8. Тоффлер Э. Третья волна [Текст] / Э. Тоффлер. — М.: АСТ, 2010. — 784 с.
9. Jamieson G.H. Visual Communication: More Than Meets the Eye. — Bristol: Intellect Books, 2007. — 132 p.
10. Newsom D., Haynes J. Public Relations Writing. — Wadworth, 2010. — 448 p.
11. Shinsho I., Akaban S. Manga no rekishi. — Iwanami Shoten, 1991. — 39 p.
12. Rarey M. Theorizing Visual Studies: Writing Through the Discipline. — Routledge, 2012. — 304 p.