В последнее десятилетие широко обсуждается проблема геометрографической подготовки студентов технических вузов России. В 1980–2005 гг. возникли противоречия между традиционной и инновационной методиками преподавания начертательной геометрии и инженерной графики. Этому положила статья проф. А.П. Тунакова, в которой начертательную геометрию отнесли к умирающим наукам. Радикальное заявление в последующие годы в той или иной форме поддержали В.А. Рукавишников и А.Л. Хейфец. Дополнительный импульс дискуссии дали разработчики федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), провозгласившие компетентностный подход к процессу обучения и оценки знаний выпускников вузов. Внедрение в учебный процесс компьютерной графики и появление технологии 3D-моделирования побудило некоторых представителей кафедр инженерной графики к радикальным заявлениям: • начертательная геометрия как графическая дисциплина стала «умирающей», «морально устаревшей»; • следует отказаться от метода проецирования, так как «принципиально важным является соответствие размерности трехмерной компьютерной модели и моделируемого объекта». В статье обосновывается некорректность этих заявлений. Предыстория и предпосылки трансформации начертательной геометрии в инженерную показываются: 1) ссылками на динамику изменения тематики докладов на Московских семинарах по начертательной геометрии и инженерной графике за 1944–1965 гг., тем диссертаций по специальности 05.01.01 «Инженерная геометрия и компьютерная графика» (до 1977 года – «Прикладная геометрия и инженерная графика»); 2) требованиями компетентностной модели обучения к установлению: • внутрипредметных связей (сочетание синтетических и аналитических способов решения задач); • межпредметных связей путем расширения предмета дисциплины многомерными формами; 3) некорректностью противопоставления «радикалами» 2D-и 3D-моделей, ибо они являются взаимодополняющими видами моделирования единого метода двух изображений.
начертательная геометрия, инженерная геометрия, моделирование, синтетический и аналитический методы, многомерные формы.
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (Методологические и методические вопросы) [Текст]: методическое пособие [Текст] / В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
2. Берлов М.Н. Техническая графика [Текст] / М.Н. Берлов. — М.-Л.: Госмашметиздат, 1934.
3. Волошинов Д.В. Конструктивное геометрическое моделирование как перспектива преподавания графических дисциплин [Текст] / Д.В. Волошинов, К.Н. Соломонов // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — Вып. 2. — С. 10–13. — DOI: 10.12737/778.
4. Волошинов Д.В. О перспективах развития геометрии и ее инструментария [Текст] / Д.В. Волошинов // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — Вып. 1. — С. 15–21. — DOI: 10.12737/3844.
5. Голованов Н.Н. Геометрическое моделирование [Текст] / Н.Н. Голованов. — М.: Физматгиз, 2002.
6. Горнов А.О. ГГП — состояние, тенденции, прогнозы [Текст] / А.О. Горнов, Е.В. Усанова, Л.А. Шацилло // Материалы III научно-практической интернет-конференции. — Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013. — С. 39–47.
7. Горнов А.О. Междисциплинарные аспекты ГГП и инженерной подготовки [Текст] / А.О. Горнов, Л.А. Шацилло // Всероссийское совещание заведующих кафедрами инженерно-графических дисциплин технических вузов. — Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2015. — С. 27–35.
8. Иванов Г.С. Теоретические основы начертательной геометрии [Текст] / Г.С. Иванов. — М.: Машиностроение, 1988.
9. Иванов Г.С. Начертательная геометрия. — 3-е изд. [Текст] / Г.С. Иванов. — М.: ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2012.
10. Кайгородцева Н.В. Определение содержания и технологии геометро-графической подготовки будущих инженеров на основе интеграции информационных сред [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Н.В. Кайгородцева. — Омск, 2015.
11. Короткий В.А., Хмарова Л.И. Ломоносов и компьютерные технологии в обучении начертательной геометрии [Текст] / В.А. Короткий, Л.И. Хмарова // Всероссийское совещание заведующих кафедрами инженерно-графических дисциплин технических вузов. — Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2015. — С. 64–73.
12. Куликов С.М. О диссертациях по начертательной геометрии и черчению [Текст] / С.М. Куликов // Труды Московского научно-методического семинара по начертательной геометрии и инженерной графике. — Вып. 2. — М., 1963. — С. 318–324.
13. Монж Г. Начертательная геометрия [Текст]: пер. с фр. / Г. Монж. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947.
14. Первикова В.Н. Многомерная начертательная геометрия и геометрические методы исследования многокомпонентных систем [Текст] / В.Н. Первикова [и др.] // Труды Московского научно-методического семинара по начертательной геометрии и инженерной графике. — Вып. 3. — М.: Изд-во МАИ, 1972. — с. 23–34.
15. Рукавишников В.А. Геометро-графическая подготовка инженера: время реформ [Текст] / В.А. Рукавишников // Высшее образование в России. — 2008. — № 5. — С. 132–136.
16. Рукавишников В.А. Геометро-графическая подготовка в вузе: проблемы модернизации [Текст] / В.А. Рукавишников, В.В. Халуева, Т.Л. Ахмеров // Всероссийское совещание заведующих кафедрами инженерно-графических дисциплин технических вузов. — Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2015. — С. 132–138.
17. Серегин В.И. Междисциплинарные связи начертательной геометрии и смежных разделов высшей математики [Текст] / В.И. Серегин [и др.] // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — Вып. 3–4. — С. 8–12. — DOI: 10.12737/2124.
18. Список докладов, заслушанных на Московском научно-методическом семинаре по начертательной геометрии и инженерной графике за 1944–1965 гг. [Текст] // Труды Московского научно-методического семинара по начертательной геометрии и инженерной графике. — Вып. 3. — М.: Изд-во МАИ, 1972. — С. 191–207.
19. Столбова И.Д. О создании учебно-методического комплекса для сопровождения графической подготовки студентов [Текст] / И.Д. Столбова [и др.] // Геометрия и графика. — 2015. — Т. 3. — Вып. 2. — С. 29–37. — DOI: 10.12737/12166.
20. Столбова И.Д. Проектно-ориентированная деятельность студентов младших курсов [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, К.Г. Носов // Всероссийское совещание заведующих кафедрами инженерно-графических дисциплин технических вузов. — Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2015. — С. 149–158.
21. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах графической подготовки в технических вузах (взгляд из Санкт-Петербурга) [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров // Геометрия и графика, — 2014. — Т. 2. — Вып. 1. — С. 46–52. — DOI: 10.12737/3848.
22. Тунаков А.П. Зачем преподавать студентам умирающие дисциплины [Текст] / А.П. Тунаков // Поиск. — 2007. — 16 март.
23. Харах М.М. Конструирование сборочного чертежа изделия методом 3D-моделирования как завершающий этап изучения инженерной и компьютерной графики [Текст] / М.М. Харах, И.А. Козлова, Б.М. Славин // Гео-метрия и графика. — 2014. — Т. 2. — Вып. 3. — С. 36–40. — DOI: 10.12737/5588.
24. Харах М.М. Построение линии пересечения некоторых сложных поверхностей 2-го порядка в «Компас» с помощью 2D- и 3D-технологий [Текст] / М.М. Харах [и др.] // Геометрия и графика. — 2015. — Т. 3. — Вып. 2. — С. 38–45. — DOI: 10.12737/12167.
25. Хейфец А.Л. Сравнение методов начертательной геометрии и 3D-методов геометрического моделирования [Текст] / А.Л. Хейфец // Всероссийское совещание заведующих кафедрами инженерно-графических дисциплин технических вузов. — Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2015. — С. 175–186.
26. Якунин В.И. Геометро-графические дисциплины в вузе: сегодня, завтра [Текст] / В.И. Якунин, В.Н. Гузненков // Всероссийское совещание заведующих кафедрами инженерно-графических дисциплин технических вузов. — Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2015. — С. 192–198.