МОДЕЛИ И СТРАТЕГИИ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАНДАРТОВ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются модели и стратегии, а также специфика внедрения требований ФГОС в практику школьной психологической службы. Обращая сугубое внимание на изменения всей образовательной ситуации в школе, авторы определяют место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Ключевые слова:
модели школьной психологической службы, стратегии внедрения, ФГОС, критерии качества, изменение иерархии образовательных результатов, универсальные учебные действия.
Текст

Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.

Один из авторов новых образовательных стандартов, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, д-р психол. наук А.Г. Асмолов, раскрывая особенности образовательных стандартов нового поколения, подчеркивает, что принятые в ситуации информационной социализации — это стандарты развития целенаправленной деятельности учащегося ради новых установок — с отходом от вузоцентризма и ориентацией на развитие образованной, компетентной личности, способной к успешной жизнедеятельности в условиях неопределенности современного общества [1].

На смену монологическим технологиям передачи знаний приходят технологии универсальных учебных действий, и на первый план в этой связи выступает проектная и игровая деятельность, в которой важная роль отводится как раз психологу. Именно он помогает формировать у детей целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также веру в себя и доверие к миру, ведь только таким образом можно вырастить поколение счастливых людей. Задача психолога в этом плане — знать ту категорию детей, с которой он работает, прогнозировать свою работу с коллективом, использовать современные технологии, чтобы отвлекать детей от опасных влияний нашего общества и, в конечном счете, показать им, какой путь выбрать, чтобы стать счастливым человеком. Требование времени — выработать новые подходы к подготовке кадров, осуществить полную переориентацию всей работы на экзистенциальную психологию.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18–22.

2. Власова Т.В. Модель психолого-педагогического сопровождения формирования социального здоровья [Текст] / Т.В. Власова [и др.] / Направление развития воспитания в контексте реализации инициативы «Наша новая школа». Материалы международной научно-практической конференции. ФБГОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского», ИСГТ, Всероссийское педагогическое собрание. — М.: Изд-во АРКТИ, 2013. — С. 165–169.

3. Душенков П.А. Учебно-методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: учеб. пособие [Текст] / П.А. Душенков [и др.]. — М.: Просвещение, 2009. — 108 с.

4. Изотова Е.И. Психологическая служба в системе образования [Текст] / Е.И. Изотова. — М.: Академия, 2012. — 304 с.

5. Миляева М.В. Практические аспекты профессиональной подготовки психологов [Текст] / М.В. Миляева / Модернизация организации и содержания профессионального образования: теория, методология, методика. Материалы Международной научно-практической конференции; под ред. В.Н. Ивановой. — М., 2010. С. 487–491.

6. Рубанова Г.Р. Модель психологического обеспечения внедрения федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / Г.Р. Рубанова, В.Б. Саматова, Р.М. Галиева. — М.: Наука, 2010.

7. Шарапанская Е.В. Актуальные проблемы развития психологической службы в образовании [Текст] / Е.В. Шарапанская, О.А. Брылева. — Барнаул: АлтГПА, 2010. — 236 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?