В статье анализируются модели и стратегии, а также специфика внедрения требований ФГОС в практику школьной психологической службы. Обращая сугубое внимание на изменения всей образовательной ситуации в школе, авторы определяют место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.
модели школьной психологической службы, стратегии внедрения, ФГОС, критерии качества, изменение иерархии образовательных результатов, универсальные учебные действия.
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.
Один из авторов новых образовательных стандартов, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, д-р психол. наук А.Г. Асмолов, раскрывая особенности образовательных стандартов нового поколения, подчеркивает, что принятые в ситуации информационной социализации — это стандарты развития целенаправленной деятельности учащегося ради новых установок — с отходом от вузоцентризма и ориентацией на развитие образованной, компетентной личности, способной к успешной жизнедеятельности в условиях неопределенности современного общества [1].
На смену монологическим технологиям передачи знаний приходят технологии универсальных учебных действий, и на первый план в этой связи выступает проектная и игровая деятельность, в которой важная роль отводится как раз психологу. Именно он помогает формировать у детей целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также веру в себя и доверие к миру, ведь только таким образом можно вырастить поколение счастливых людей. Задача психолога в этом плане — знать ту категорию детей, с которой он работает, прогнозировать свою работу с коллективом, использовать современные технологии, чтобы отвлекать детей от опасных влияний нашего общества и, в конечном счете, показать им, какой путь выбрать, чтобы стать счастливым человеком. Требование времени — выработать новые подходы к подготовке кадров, осуществить полную переориентацию всей работы на экзистенциальную психологию.
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18–22.
2. Власова Т.В. Модель психолого-педагогического сопровождения формирования социального здоровья [Текст] / Т.В. Власова [и др.] / Направление развития воспитания в контексте реализации инициативы «Наша новая школа». Материалы международной научно-практической конференции. ФБГОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского», ИСГТ, Всероссийское педагогическое собрание. — М.: Изд-во АРКТИ, 2013. — С. 165–169.
3. Душенков П.А. Учебно-методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: учеб. пособие [Текст] / П.А. Душенков [и др.]. — М.: Просвещение, 2009. — 108 с.
4. Изотова Е.И. Психологическая служба в системе образования [Текст] / Е.И. Изотова. — М.: Академия, 2012. — 304 с.
5. Миляева М.В. Практические аспекты профессиональной подготовки психологов [Текст] / М.В. Миляева / Модернизация организации и содержания профессионального образования: теория, методология, методика. Материалы Международной научно-практической конференции; под ред. В.Н. Ивановой. — М., 2010. С. 487–491.
6. Рубанова Г.Р. Модель психологического обеспечения внедрения федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / Г.Р. Рубанова, В.Б. Саматова, Р.М. Галиева. — М.: Наука, 2010.
7. Шарапанская Е.В. Актуальные проблемы развития психологической службы в образовании [Текст] / Е.В. Шарапанская, О.А. Брылева. — Барнаул: АлтГПА, 2010. — 236 с.