Выделены и охарактеризованы 4 вида критериев: 1) научности знания; 2) истинности знания; 3) культуры научного исследования; 4) самостоятельности науки. Все эти 4 ряда критериев связаны друг с другом и частично пересекаются. Производимое нередко смешение этих критериев затрудняет разработку проблем философии науки. Имеющаяся тенденция отказа от категории истины проявляется в предложениях заменить ее понятиями достоверности, правдоподобия, смысла. Такая позиция создает ситуацию парадоксальной самореференции: если истины нет, то и то, что утверждается постмодернистами и следующими в их фарватере отечественными авторами, тоже не истина. Поэтому последовательное проведение постмодернистских положений приводит к их самоликвидации. Ведущим критерием истины служит эмпирическое подтверждение. Базовый его компонент — статистически достоверное наблюдение. Оно функционирует или в виде чистого наблюдения, или наблюдения в составе практики, в том числе и эксперимента. Производными от эмпирического подтверждения критериями истины служат логическая доказуемость, эвристичность, простота и красота. К критериям научности знания отнесены доказательность (рациональность), непротиворечивость, эмпирическая проверяемость, воспроизводимость эмпирического материала, общезначимость, системность (когерентность), эссенциальность, однозначность терминов, способность к развитию. На основе этих критериев дана обобщенная дефиниция научного знания.
истина, теории истины, критерии истины, парадоксальная самореференция, эмпирическая проверяемость, критерии научности, критерии культуры научного исследования и самостоятельности науки.
1. Губанов Н.И. Нищета философии постмодернизма [Текст] / Н.И. Губанов // Философия и общество. — 2007. — № 1. — С. 54–68.
2. Губанов Н.И. Истина и её критерии [Текст] / Н.И. Губанов, Н.Н. Губанов, А.Э. Волков // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. — 2014. — № 10. — С. 84–92.
3. Губанов Н.Н. Вызов Аполлона как стимул развития образования [Текст] / Н.Н. Губанов // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 5. — С. 19–23.
4. Декарт Р. Рассуждение о методе [Текст]. В 2 т. Т. 1 / Р. Декарт. — М.: Мысль, 1989. — 654 с.
5. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы [Текст] / В.В. Ильин. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 168 с.
6. Лебедев С.А. Философия науки: общие проблемы [Текст]: учеб. пособие / С.А. Лебедев. — М.: Изд-во Московского университета, 2012. — 336 с.
7. Павлов А.В. Логика и методология науки [Текст] / А.В. Павлов. — М.: Флинта, Наука, 2010. — 344 с.
8. Панельная дискуссия [Текст] // Эпистемология & Философия науки. — 2009. — Т. 22. — № 4. — С. 48–77.
9. Пивоев В.М. Социальные и гуманитарные науки: специфика и соотношение [Текст] / В.М. Пивоев // Вестник Ишимского госпединститута им. П.П. Ершова. — 2013. — № 3. — С. 91–101.
10. Селиванов Ф.А. Благо, истина, связь [Текст] / Ф.А. Селиванов. — Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. — 260 с.
11. Философия в вопросах и ответах [Текст] / Ред. А.П. Алексеев, Л.Е. Яковлева. — М.: Проспект, 2011. — 336 с.
12. Царегородцев Г.И. Принципиальные основания существования адекватного и знакового отражения на чувственной ступени познания [Текст] / Г.И. Царегородцев, Н.И. Губанов // Вестник АМН СССР. — 1978. — № 4. — С. 64–70.
13. Царегородцев Г.И. Философия [Текст] / Г.И. Царегородцев, Г.Х. Шингаров, Н.И. Губанов. — М.: Изд-во СГУ, 2012. — 452 с.