В статье представлен подход к структурированию образовательных результатов, основанный на пятикомпонентной модели личностных потенциалов М.С. Кагана (познавательный, ценностный, созидательный, коммуникативный и эстетический потенциалы). Функциональная грамотность школьников рассматривается как динамическая характеристика готовности к активной социально- экономической деятельности и умения интегрироваться в социальное окружение. Рассмотрены принципы построения структурной модели функциональной грамотности школьников и ее дидактические возможности для гармонизации процесса социализации школьников.
функциональная грамотность, ФГОС, структура образовательных результатов, социализация, социальные функции школьника.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15–06–10526.
Прежде чем перейти к основной теме статьи, считаем необходимым отметить следующее. Одной из главных новаций ФГОС является представление образовательных результатов школьников в виде триады: предметные образовательные результаты — метапредметные образовательные результаты — личностные образовательные результаты. По сути, их классификация проведена по основанию: знание — метазнание — эмоции и отношения, что, на наш взгляд, в большей степени соответствует знаниевой, нежели деятельностной, образовательной парадигме. Не будучи склонными к радикальному противопоставлению этих двух подходов, отметим, что в деятельностной парадигме было бы логично провести классификацию образовательных результатов по отношению к основным видам деятельности.
Таким основанием для классификации образовательных результатов является пятикомпонентная модель М.С. Кагана, представляющая собой «модус перехода от общества к личности» и выведенная им из видового строения человеческой деятельности (познавательная деятельность, мировоззрение, сфера труда, межличностное общение и творчество).
1. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь [Электронный ресурс] / Т.Ф. Ефремова. — М., 2000. — URL: http://tolkslovar.ru/s10294.html
2. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) [Текст] / М.С. Каган. — М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
3. Образование: вызовы и идеи [Электронный ресурс]. — URL: http://www.slideshare.net/oiro/ss-25887604
4. Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике [Текст]. — СПб.: Российская национальная библиотека, 2011.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. — URL: http // Минобрнауки РФ/документы/543