ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ СТЕПЕНИ ОБУЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье характеризуются методы повышения степени обученности младшего школьника, исследуются эффективность их при- менения, анализируются проблемы, с которыми может встретиться молодой учитель при выборе того или иного метода обучения. Освещаются условия, влияющие на подбор методов. Материалы статьи позволят учителю разобраться в большом разнообразии методов и приемов обучения, определить для себя наиболее подходящие, соответствующие программе обучения.

Ключевые слова:
методы обучения, приемы, условия применения методов, обученность, стимулирование учебно-познавательной деятельности, причины отставания в учебе.
Текст

Проблема обученности и обучаемости школьников не новая для начального образования. Ею занимались известные педагоги и психологи: Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, Д.Н. Богоявленский, А.А. Бодалёв, З.И. Калмыкова, А.К. Маркова, Н.А. Менчинская и др.

Обучаемость в дидактике и психологии рассматривается как характеристика личности ребенка, которая определяет резервы его развития, будущие возможности:

  • восприимчивость к усвоению новых знаний и способов их добывания;
  • готовность к переходу на новые уровни умственного развития;
  • способность овладевать разными видами деятельности.

Под обученностью А.К. Маркова понимает итог предыдущего обучения, прошлого опыта – все то, на что можно и нужно опираться в работе с учеником на конкретном этапе обучения.

Важнейшим условием повышения уровня обученности школьников является умение учителя учитывать индивидуальные проявления учащихся, особенно с низким уровнем достижений в учебе, способность педагога ориентироваться на положительные качества ученика. Школьник, встречающий трудности, должен быть уверен, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое продвижение, радуется вместе с ним каждой небольшой победе. Понятно, что индивидуальный подход к младшим школьникам с низким уровнем достижений требует от учителя большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – Воронеж: МОДЭК, 1998. – 544 с.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985. – 208 с.

3. Виноградова Н.Ф. Актуальные проблемы современной дидактики // Начальная школа – Первое сентября. – 2014. – № 1. – С. 4–9.

4. Виноградова Н.Ф. Дети и педагог: сценарий образовательного процесса // Начальное образование. – 2012. – № 3. – С. 3–9.

5. Гребенев И.В. Дидактика предмета и методика обучения // Педагогика. – 2003. – № 1. – С. 14–21.

6. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. – М.: Академия, 2007. – 352 с.

7. Пидкасистый П.И. Искусство преподавания: первая книга учителя. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 212 с.

8. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 344 с.

10. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии. – М.: Академия, 2013. – 320 с.

11. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.

12. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с.

13. Якиманская И.С. Личностно ориентированное образование в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?